Александр Шутихин: Народное искусство по определению анонимно. Волшебно красивая резьба по бересте Прорезная резьба по бересте

Живут у нас в России такие мастера, которые на протяжении всей жизни несут в себе глубокое почитание к своим корням и всей истории русской земли. Сколько любви и преданности скрывается за их обыкновенной внешностью и работящими руками, мы часто не можем себе даже представить. Наша история - об удивительном ремесленнике Архангельской области, с которым нам посчастливилось познакомиться этой зимой.

Как все начиналось

Александр Шутихин родился в городе Котласе. Там же закончил школу, отслужил в армии и затем погрузился в вереницу быстро сменяющих друг друга профессий: строитель, штукатур, сантехник и многие другие.

Как рассказывает сам Александр, в сложное "перестроечное" время уже было недостаточно просто работать – нужно было выживать. Благо, для людей открылась свобода выбора деятельности, которой можно было бы зарабатывать нормальные деньги. Именно в этот период, в 1991 году, он впервые взял в руки заготовленную в его родном деревенском доме бересту. "Для меня важны ощущения. Как только я стал работать с берестой, сразу понял, что она очень нравится мне на ощупь из-за её мягкости, гладкости и эластичности. Хотя за свою жизнь много материалов прошло через мои руки. Так что мы с берестой нашли друг друга". Александр вместе со своей женой Мариной, которая занимается мезенской росписью, стал изготавливать сувениры на продажу, а уже спустя месяц-два решил, что пора серьезнее заняться самообучением, и отправился в музей – смотреть, какие раньше делали изделия, и повторять за старинными ремесленниками. Затем стал знакомиться с искусствоведами и оригинальными мастерами, которые всё глубже погружали его в мир берестяного народного творчества.

Творческий процесс

"Важно понять технологию, а потом совершенствуешься сам с собой наедине, экспериментируешь с разными орнаментами. Например, туесок. Его форма традиционна, технология хорошо известна, в том числе в плане ручек и застежек. Но орнамент для него я могу взять, например, из архитектуры, тканей, вышивок или глины".

Александр не подписывает свои работы, потому что считает, что народное искусство по определению анонимно. Помимо этого, в отличие от многих творческих людей, он совершенно не испытывает мук творчества или самоедства из-за совершенных в процессе плетения ошибок. Единственное, что может остановить процесс его работы, это физическая усталость в руках. Непосредственный, легкий подход к жизни и невероятная трудоспособность позволяют ему быть выше многих трудностей, с которыми сталкиваются ремесленники в процессе создания и реализации своего произведения.

Реализация готового изделия

"Я не чувствую какой бы то ни было конкуренции. В год я произвожу около тысячи изделий, и все они по довольно низким ценам, что позволяет очень быстро продавать. К тому же, человеческий глаз очень рад видеть что-то оригинальное, не фабричное, сделанное своими руками, и заказывают, как правило, очень много.
Покупают чаще частные лица. Бывают индивидуальные заказы и постоянные клиенты, покупающие по 50-100 штук в год. Я выработал свой стиль продажи, основанный на старинных традициях. Вот раньше было принято, что мастер, создав свои изделия, передавал их перекупщику, который доставлял те до города. А уже в городе они передавались магазинам, куда приходили покупатели. То же самое и у меня. Я торговлей не занимаюсь. И вообще считаю, что мастер должен заниматься своим непосредственным делом, а не совмещать в себе несколько профессий, например, маркетолога, менеджера и остальных. Если говорить про места продаж, то перекупщики реализовывают изделия, например, в Нижнем Новгороде, Москве, Архангельске, Вологде, Сургуте и других городах, где развит туристический бизнес. Сейчас постепенно возрождается интерес к народным промыслам".

О близких сердцу корнях

Практически одновременно с началом берестяной деятельности Александр Шутихин стал заниматься изучением своей родословной и происхождением фамилии. Этот поиск привел его к официальным историческим документам, упоминающим его фамилию ещё в 15 веке, и позволившим по картотекам обнаружить место, где жили почти все его предки. Собственно, именно в этом районе – деревня Бушманиха, Подосиновский район, Кировская область, - он и проводит половину своего времени.
"В нашем роду были уважаемые всеми зажиточные крестьяне: церковные старосты, ямщики со своими санями и лошадьми, работящие, культурные люди. Дом у нас был с мезонином, довольно большой, с хорошим убранством, большими окнами и красивыми зеркалами. В нашей семье все стремились получить образование. Многие уезжали в Питер, Москву; из родственников мало кто здесь оставался. В деревне Бушманихе я себя очень хорошо чувствую, людей тех люблю, даже не раздражают дороги. Я очень счастлив, что нашел свою Родину. Люди часто мучаются, не зная, где их настоящая Родина, ищут, где им будет хорошо… А надо ведь посмотреть, где жили их предки, и всё встанет на свои места. Дома в Котласе я бываю 5-6 дней, потом снова еду в Бушманиху на 5-6 дней – там топлю печку, работаю, хожу в лес за берестой. Там гармония".

Жизненная философия

"Прежде всего - не брать незаработанного, то есть для меня халява недопустима. А ещё свобода и работа. Лучше жить победнее, но зато свободнее. Я недавно листал словарь Даля и наткнулся на одно из значений слова "просто" - свобода. То есть свобода – в простоте и… когда ничего не боишься. Очень важно ни от кого не зависеть, делать своё дело качественно и заботиться о семье, выполнять все обязательства.

… Если тебе нравится что-то делать, то ты должен в этом направлении обязательно постоянно работать. И стараться свое увлечение превратить в профессию. У меня путь был легким – просто получилось такое удачное стечение обстоятельств. Но ведь часто у многих бывает сложнее. Ни в коем случае не нужно думать только о том, как заработать побольше денег – главное, делать то, что близко душе, и не обращать внимания на людей, которые отговаривают заниматься любимым делом".

Наталья Шумилова, Gayanat project

mamlas wrote in November 12th, 2014

По теме: | / Новое слово на бересте | | |

Шемогодская береста

Промысел возник в городе Великий Устюг Вологодской области в конце XVIII — начале XIX века. Орнамент шемогодских резчиков в народе называют «берестяным кружевом». Промысел связан с обработкой березовой коры и изготовлением из нее шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

~~~~~~~~~~~



Перед тем, как вырезать сам рисунок, на подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся контуры будущего изображения. После того, как рисунок закончен, берестяную пластину наклеивают на изделие.
В деревне Курово-Наволок в 1918 году образовалась артель «Художник», а в 1981 году создаётся художественно-производственный комбинат «Великоустюжские узоры», продолжающий традиции ажурной вязи.
Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Судя по сохранившимся до наших дней ранним образцам шемогодской резьбы, заметно влияние великоустюгского просечного железа, черневого искусства, северной ажурной резьбы по кости.
Серебристо-белая поверхность березовой коры сама по себе красива, но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты.
Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Уже в XVIII в. жители деревни Курово-Наволок и соседних с ней селений, расположенных по реке Шемоксе, притоку Северной Двины, вырезали на берестяных пластинах ажурные узоры и наносили на них тиснение. Со временем этот вид мастерства превратился в промысел. Об изделиях из бересты как о товаре писал в 1791 г. известный русский ученый-путешественник П. И. Челищев. На ярмарке в Великом Устюге он видел в торговых рядах и «берещеные фигурками напечатанные бураки».
По волости промысел получил название «шемогодская» резьба.

Вероятно, одной из причин возникновения берестяного промысла в Шемогодской волости была ее близость к Великому Устюгу, старинному центру художественных ремесел, с которым связана история черневого серебра, филиграни и скани, перегородчатых эмалей, расписных изразцов, золотного шитья, просечного железа, резьбы и росписи по дереву. Период с XVI по XVIII век был временем расцвета местной художественной культуры, достижения которой и сохранились в дальнейшем в работах народных ремесленников.


Наиболее полное описание промысла было сделано Ф. А. Арсеньевым в 1882 году: "В Великоустюжском уезде в 14 деревнях Шемогодской волости существует производство бураков из березовой коры. По прочности и аккуратности работы бураки превосходят деревянную посуду в том отношении, что никогда не рассыхаются, употребляются в домашнем быту для носки молока и под различные соленья; большие - заменяют ведра. Все бурачное производство определяется в 2800-х рублях. Промысел этот в последнее время начал падать по недостатку материала, да и не следует хотеть, чтобы он развивался, т. к. бурачное дело служит причиною громаднейшего истребления березовых лесов.
Бурачным делом занимаются в Шемогодской волости 168 человек, в числе которых 110 домохозяев. Заработок ничтожный, не превышает 16 рублей на взрослого человека в течение шести зимних месяцев. Лучшие бурачники в д. Курово-Наволок. Они делают по заказу чрезвычайно изящные бураки с мелкой вырезкой, украшенной разноцветной фольгою. Сбыт бураков в г. Устюге и скупщикам во все уезды Вологодской губернии.
Узоры на бураках всегда вырезают мастера простым остроконечным ножом; некоторые так наметились в этом деле, что прямо от руки сочиняют узор и никогда не собьются в рисунке".
Техника шемогодской резьбы использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».
По этому орнаменту шемогодскую резьбу легко узнать. Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках - круглые розетки, ягодки, трилистники. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда - даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью шемогодской резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.
Техника резьбы не сложная, но требует прочных навыков, терпения и фантазии. На подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся основные контуры изображения. Затем острым ножом вырезают рисунок и удаляют фон. Если вести нож под прямым углом к берестяной заготовке, то получится четкий контур, а если нож наклонить, то будет виден срез бересты, выявится толщина материала, рисунок приобретет мягкость очертаний. Силуэтный орнамент украшают мелкими порезками. Тиснение наносят на бересту все тем же тупым шилом. Готовую полоску вклеивают в гладко зачищенные углубления изделий. Многие мастера тонировали фон или подкладывали под ажурный узор цветную фольгу.
При резьбе очень важно соблюдать осторожность и вести линию точно по рисунку, иначе из узора выпадет нужный фрагмент и вся пластина будет испорчена. Опытные мастера безошибочно вырезают орнаментальный узор в традициях Шемогодья и без предварительной разметки рисунка. Но это по силам лишь специалистам высокого класса.
Искусство резьбы по бересте, судя по сохранившимся до наших дней его ранним образцам, испытывало влияние великоустюгского просечного железа, черневого искусства, северной ажурной резьбы по кости.
С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В Государственном Историческом музее есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочкарева. Это шкатулки и тавлинки (табакерки) первой половины XIX в. со сценками на сюжеты модных в то время басен Эзопа, с изображениями животных и архитектурных сооружений. В деревне Курово-Наволок, все жители которой носили фамилию Вепревы, выдающимся мастером конца XIX-начала XX в. был Иван Афанасьевич Вепрев. Его считают создателем собственно шемогодского орнамента - того самого, в основе которого спиралевидный завиток с круглой «ягодкой», напоминающий резные розетки на прялках. Работы мастера отличались чистотой резьбы и красотой рисунка. На крышках и стенках шкатулок с секретными замками он помещал сцены охоты, изображал различных зверей среди лесных зарослей. Именно его работы были отмечены медалью в 1882 г. на Всероссийской выставке в Москве и дипломом на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.
Во второй половине XIX в. промыслом резьбы по бересте занимались в 14 деревнях Шемогодской волости.

В 1918 г. мастера из деревни Курово-Наволок были объединены в артель «Художник». На Шемоксе существовала еще одна артель, созданная в 1934 г. Николаем Васильевичем Вепревым. Называлась она «Солидарность». В эту артель были приглашены лучшие резчики, которые старались сохранить традиции шемогодской резьбы. Их изделия отличались особой чистотой исполнения, разнообразием форм и новизной узоров.


В 1964 г. производство сочли экономически невыгодным, обе артели были закрыты, а мастера уволены. Потребовались большие усилия, чтобы шемогодская резьба была вновь восстановлена. Это произошло в 1967 г., когда при Кузинском механическом заводе был создан цех по изготовлению шкатулок, туесов и других изделий, украшенных прорезной берестой. После неудачных «новаций» 1950—1960-х годов промысел вновь начал активно развиваться. В 1972 году Вологодским управлением местной промышленности было принято решение о создании бригады резчиков по бересте на Великоустюгской фабрике художественных кистей. Обучение молодых резчиков сложному языку искусства прорезной бересты поручили А. Е. Марковой. Так начался новый этап в истории промысла - подлинное его возрождение.
В 1981 году в городе состоялось открытие экспериментальной фабрики "Великоустюгские узоры". С этого времени А. Е. Маркова работает в составе творческой группы, созданной на фабрике. Изделия мастера все чаще стали демонстрироваться на различного ранга выставках, их приобретают музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Суздаля, Великого Устюга.

«Славянская культура»

Резьба ещё один способ работы с берестой . Украшением изделий из бересты могут быть простые и сложные композиции; к сложным относятся сцены из жизни людей, зверей и птиц, а к простым - геометрические и растительные орнаменты. Чтобы узор был отчетливо виден на берестяном изделии, его размещают или накладывают на бересту другого (более тёмного или более светлого) оттенка. Так же используется фон из ярко окрашенной бумаги или даже фольги.

Инструменты для резьбы по бересте

Нож-резак — основной инструмент для резьбы по бересте. Другие инструменты, которые не менее важны, например: для разметки рисунка, это - линейка, угольник, циркуль, шильце. Весь процесс резьбы по бересте проходит на специальной дощечке чтобы не испортить поверхность стола.
Весь процесс изготовления берестяных изделий состоит из трёх этапов: изготовление заготовок, изготовление орнамента и монтаж (соединение резного узора с поверхностью берестяного изделия.

Изготовление заготовок бересты для резьбы

Чтобы приготовить заготовку для резьбы, бересту нужно очень хорошо очистить с двух сторон и расслоить (оптимальная толщина заготовки 2мм). Если береста очень сухая, её можно распарить в горячей воде. Замочить в горячую воду и подержать в воде часа 3-4. После такой бани береста должна хорошо разбираться на слои. Если все-таки слой плохо отлипает один от другого, то можно помочь деревянным ножом. Это удобно и можно не боятся повредить бересту.

Теперь береста нарезается на полоски нужного размера.

Изготовление рисунка для резьбы

Для нанесения рисунка используются шаблоны. Ведь если рисунок повторяется в орнаменте, то проще изготовить шаблон и уже по шаблону наносить рисунок на заготовку.

Резьба обычно выполняется на подкладочной ровной и ошкуренной дощечке (чтобы не порвать бересту ведь она всего 2мм толщиной). И вообще это удобно.
После нанесения на заготовку рисунка, сначала режут кайму, а уже потом можно приступить и к центральной части рисунка.
После того как основной узор вырезан нужно нашу резьбу оживить — заняться прорезкой. Это значит сделать прорези на ягодах, прожилки на листиках и тому подобное.
Резьба по бересте дополняется гравировкой и тиснением. Резная береста должна сохранять свой естественный цвет, то есть она не лакируется.

Монтаж готового изделия из бересты

Готовая берестяная полоска с прорезным узором соединяется с поверхностью изделия.

Многие люди, начинающие работать с берестой, задаются вопросом: как делать прорезную резьбу? Я встречала разные подходы к этому. Привожу свой вариант в качестве мастер-класса.
Итак, какие инструменты нам понадобятся?

Во-первых, это конечно же нож-косяк и нож-перо:

Нож-косяк (справа) нужен для первоначальной обработки бересты от наростов и неровностей на белой (изнаночной) стороне. Ее необходимо почистить, чтобы затем бересту с прорезанным орнаментом наклеить на изделие (шкатулка или фон для картины).
Миниатюрный нож-перо (слева) нужен для самой резьбы. Многие вологодские мастера пользуются при резьбе только им.
Я же пользуюсь еще и стамесками по дереву. Это дугообразные стамески различной степени выпуклости, прямые и треугольные:


Зарекомендовали себя стамески из серии «Татьянка», они достаточно тонкие и медленно тупятся, хотя и стоят довольно прилично, но один раз можно и потратиться, ибо служить они будут вам долгие годы.
Также необходимы шила. Причем их надо немного затупить, чтобы они не царапали бересту:

Бересту для резьбы подбираем качественную, гладкую, ровного цвета и без особых наплывов. Счищаем ножом или отслаиваем внутренний (белый слой) бересты. Отслаивается береста легко. Нужно подцепить ногтем необходимую толщину и отделить:


Эскиз вы можете сами нанести на бересту шилом. Я часто пользуюсь заготовками, распечатанными на принтере на бумаге. Прикладываем эскиз к бересте и обводим шилом:


Получается довольно четкий оттиск:


Теперь прорезаем бересту насквозь по линиям, используя стамески для изогнутых линий и нож для более-менее прямых:


Чтобы сделать тиснение, я использую фрезы по металлу. Они оставляют рисунок в виде «звездочки»:


Если этой же фрезой вести линию, проворачивая ее, получается симпатичная «бороздка»:


Рамку вокруг рисунка я обвожу шилом по линейке:


Красивый оттиск-пунктир остается от точек, нанесенных тупым шилом:


Для того, чтобы наклеить бересту с орнаментом на изделие, используем клей ПВА, который наносится на губку для мытья посуды. Им аккуратно тампонируем бересту с изнаночной стороны.