Аппликация из пластилина: мастерим котика и «Осень в лесу. Пластилиновая живопись из шприца Приемы рисования пластилином на бумаге

Конспект занятия «Рисуем пластилином» (техника пластилинография)

Цель: создание в технике пластилинографии рисунка. Развитие художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства.

Познакомить с приемом «смешения» двух цветов пластилина.

Задачи: Закреплять умение учащихся работать с пластилином на горизонтальной плоскости: отщипывание, скатывание, разглаживание по готовой поверхности, не выходя за контуры рисунка.

Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца

Материалы и оборудование :

Плотный цветной картон;

Пластилин разных цветов;

Стека;

Влажная салфетка;

Трафарет рисунка.

Ход:

    Организационный момент

Здравствуйте!

Мы с вами будем раскрашивать трафареты, но раскрашивать мы будем не карандашами и фломастерами, а пластилином. Это техника называется пластилинография. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого выполняется работа, а «графия» - создавать, изображать. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых предметов.

    Практическая часть.

Педагог предлагает внимательно рассмотреть трафарет, который лежит у них на столе, и обращает внимание на нарисованное. На демонстрационной доске педагог показывает « закрашивание » рисунка, используя прием « растирание » ( от предварительно разогретого в руках пластилина отщипываются маленькие кусочки и растираются по поверхности трафарета, не выходя за контуры рисунка).Начинать раскрашивание нужно с мелких деталей рисунка.

Учащиеся выполняют это задание, педагог следит за процессом выполнения, помогает затрудняющимся.

Вот все раскрасили свои рисунки. Теперь будем их оформлять. У вас на столе лежит картон и цветная бумага. С начало к трафарету со стороны пластилина приклеиваем цветную бумагу, затем к цветной бумаге приклеиваем картон. Задник нашей картины готов. Переворачиваем. Будем украшать лицевую часть картины. Делать рамочку. Из гофрированного картона вырезаем полоски шириной 1 см. По длине вашего картона. У вас 2 полоски короткие, а две длинные. Приклеиваем их на края трафарета. Все наша картина готова.

    Итог занятия:

После завершения педагог предлагает учащимся выложить свои работы на демонстрационный стол, где их рассматривают, оценивают. Отмечаются наиболее удачные варианты выполнения, аккуратность выполнения работы.

Это одна из моих работ, которые я делала на на конкурс "Русь моя родная", который проходил ещё в ноябре. Она посвящена празднику Преображения Господня, который ещё называют Яблочный Спас. Эскиз я срисовывала с картинки на календаре (отсканировать её, к сожалению, не получилось, принтер категорически отказался это делать).

Это отдельная фотография мамы, которая даёт яблоко девочке. На панно у неё самый красивый наряд, наверное. И самый сложный! Все эти полоски отдельно складывала и прилепливала. Двоюродной сестре особенно понравились ромбики на фартуке. Говорит, как пластмассовые получились!


А вот тут девочка и маленький мальчик. Если честно, мальчик на картине мне больше всех нравится.Назвала его Серёжей. Он у меня за маму спрятался, девочку, испугался, наверное:). У неё, кстати, платье хотела почти такое же сделать, как и у взрослой, но оно немного другое получилось. В корзинке у девочки ягоды.


Вот и последний персонаж, самый героический. Смело лезет за яблоками на дерево, насобирал уже две корзины. В самом углу видно голубя.

Голубь тут немного засветился, но зато видно листья на яблоне. Она у меня объёмная получилась!


Вот в заключение ещё одна фотография. Храм. Крест я слепила из "золотого" пластилина, да ещё и гелем с блёстками приукрасила. Брёвна и доски я вырезала стеком. И "свиток" с надписью. Пыталась сделать под старину. По-моему получилось. На этом всё, но у меня есть и другое панно, его покажу немного позже.Всех с прошедшими Рождеством и Новым Годом, и сегодняшним Крещением!


Мастер-класс по рукоделию (изготовление поделки в технике рисования пластилином на стекле)

Подготовила: Широкова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования МОУДОД «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области», руководитель детского творческого объединения «ГОРОД МАСТЕРОВ»

Представленная в мастер-классе поделка выполнена в технике рисования пластилином на стекле по контуру. Такую работу под силу сделать даже дошкольникам , но под руководством педагога или родителей, т.к. используются такие опасные для детей материалы, как стекло и ножницы. Перед началом работы проведите с детьми инструктаж по правилам безопасной работы с этими материалами и инструментами и держите все этапы работы под строгим контролем.

Мастер-класс является одним из занятий по программе «Город мастеров»

Цель: Обучить детей приемам рисования пластилином на стекле

Задачи:

Обучающие:

Обучить технике рисования пластилином на стекле;

Развивать индивидуальные творческие способности обучающихся.

Воспитательные:

Воспитывать эстетический вкус;

Прививать навыки культуры труда и аккуратности;

Воспитывать внимательность;

Развивающие:

Развивать активность и самостоятельность обучающихся;

Содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Необходимые материалы :

1. Подготовить рамку со стеклом необходимого размера. Для работы также понадобится набор пластилина, стеки, скотч, влажные салфетки.

2. Внимание!!! Вынуть стекло из рамки и затянуть его края тонким скотчем. Этот этап выполняется для безопасной работы со стеклом.

3. Подобрать для будущей работы эскиз. Можно для этого использовать детские раскраски, иллюстрации в книжках. Если позволяет возраст ребенка, можно нарисовать изображение по собственному замыслу на альбомном листе черным маркером.

4. Для нашей работы мы взяли рисунок клоуна и подготовили черный спиртовой маркер с тонким стержнем. Необходимо наложить стекло на выбранный эскиз и точно перерисовать его маркером на стекло.

5. Рисунок на стекле в виде контура готов. Готовим пластилин и стек.

Начинаем цветным пластилином заполнять элементы рисунка. Важно начать работу с самых мелких деталей. Мы делаем глаза клоуна. При работе с пластилином просто необходимы влажные салфетки для гигиены рук.

6. Если в вашем наборе пластилина нет необходимого оттенка или цвета, смешайте пластилин разных цветов и хорошенько разомните его между пальцами. Мы хотим получить бледно-розовый цвет (исходные цвета белый и розовый).

7. При заполнении деталей рисунка пластилином удобнее держать работу к себе лицевой стороной. При этом пластилин наносится с тыльной стороны стекла, а мы можем точно контролировать и корректировать ход работы.

8. Вот мы и заполнили все элементы рисунка пластилином. Обратная сторона работы выглядит не так аккуратно, но главное условие - не вылезать за контур рисунка. Теперь уже можно отложить коробку с пластилином и протереть руки влажной салфеткой.

9. При желании фон работы можно также заполнить пластилином подходящего цвета, а мы решили взять для фона цветной картон.

10. Не забудьте аккуратно удалить скотч с рёбер стекла. Выбрав нужный картон, вырежьте его по размеру стекла, заложите стекло в рамку и загните зажимы с обратной стороны рамы. Теперь можно протереть лицевую сторону работы влажной салфеткой.

11. Наш «Рыжий клоун» готов!

12. Готовые работы в технике рисования пластилином на стекле.

Ольга Попова

1 этап : Представление техники пластилиновой живописи .

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причем делает это самым эффективным и безотказным способом - все нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребенок узнает мир с помощью манипуляции, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается.

Одним из помощников ребенка в этом важнейшим для его развития деле - является пластилин . (Слайд-1)

Прежде чем говорить непосредственно о пластилине , о рисовании этим материалом. Надо сказать о том, на какие стороны формирующийся личности ребенка он оказывает свое благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином , напрямую влияет на формирование фантазии. Таким образом, стимулируя с помощью подделок из пластилина развитие фантазии ребенка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребенка.

Да, пластилином можно рисовать картины. (Слайд 2,3) . Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно .

Рисование пластилином замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности . Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это еще и способ задавать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости

Рисование пластилиновых картин с детьми раннего возраста можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Так как у детей этого возраста преобладает предметное мышление, в силу небогатого жизненного опыта, то и рисование идет предметное. (Слайд-4,6,7) Однако постепенно мы можем расширить эти границы до не сложного сюжета.

Первоначальными приемами обучения в рисовании являются :

Скатывание пластилиновых шариков , очень небольших размеров (не более 3) ;

Их надавливание;

Размазывание по поверхности основы (плотный картон) для создания плоского или полурельефного изображения . (Слайд-8)

Задания с использованием описанных приемов рисования можно разделить на

1. Использование только приема надавливания.

2. Использование только приёма размазывания.

3. Использование обоих приёмов .

Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности - от простого к сложному.

Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приемы, а при необходимости берет указательный пальчик ребенка и помогает нарисовать пластилиновую линию , поворачивает пальчик в нужном направлении.

Основные направления размазывания - сверху вниз, слева направо.

Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребенка не загибался, а оставался прямым и напряженным; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем . В зависимости от тематики занятия предоставляйте детям возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина .

Пластилин - материал объемный , а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы , а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объёмов .

Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать проявления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин , не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером , который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок ошибся в изображении объекта .

Также при создании пластилиновых картин необходимо иметь подручные материалы для придания объема и декоративности : колпачки от фломастеров , трубочки, зубочистки, расчески, стеки. Эти предметы способствуют развитию мелкой моторики.

2 этап : Имитационная игра.

Уважаемые, коллеги! Вы теперь не взрослые, а дети. Сейчас я с вами проведу часть занятия.

Воспитатель : Совсем недавно, ребята, мы праздновали день воды. Сегодня у нас будет гостья, которая очень тесно связана с этой стихией, это её дом. Как вы думаете, кто это? (ответы взрослых) Посмотрите, дети, это золотая рыбка. (Слайд-9)

Золотая рыбка поселилась в новом аквариуме и хочет завести себе новых друзей. Она обратилась к нам за помощью. Поможем ей найти новых друзей?

А как мы это сделаем? (предполагаемые ответы)

Замечательно, Катя, конечно же, мы можем слепить.

Ребята, какие приемы лепки мы знаем? (раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, растягивание)

Я предлагаю вам создать друзей для рыбки с помощью пластилиновой живописи . Кто сможет объяснить, что такое пластилиновая живопись ?

Правильно, это создание художественных образов с помощью пластилина .

Нашим основным приёмом работы сегодня будет растягивание. (показ на мольберте)

Берется маленький кусочек пластилина и растягивается в одну или разные стороны. Этим приёмом мы сегодня будем пользоваться. (на экране появляется Слайд-10 изображение рыбок )

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Природа не пожалела цветов для того, чтобы раскрасить водных обитателей. Что сделаем мы, чтобы создать необычную расцветку для рыбки?

Дети : Смешаем пластилин разного цвета .

Воспитатель : Выберите силуэт рыбы, который нравится, и приступайте к работе.

Из подручных материалов создайте объём и выразительность вашим рыбкам. (дети занимаются выполнением задания и проявляют творчество)

А сейчас поместите своих рыбок. (на мольберте аквариум и золотая рыбка)

Проводится анализ деятельности : Как называется техника рисования пластилином ? Каким приёмом пластилинографии мы изобразили рыбок ?

Воспитатель : Коллеги, наша работа закончилась. Вы обратно превратились из детей в педагогов.

3 этап : Моделирование.

Предлагаю выполнить такое задание : - Разложите последовательно этапы работы с детьми и придумайте схематическое изображение этих этапов , которые используют в обучение детей .

1- Обвести карандашом силуэт.

2- Взять пластилин разных цветов (или смешать) .

3- Создание художественных образов .

4- Добавить дополнительные детали.

5- Рефлексия.

(появляется на экране Слайд-11)

4 этап : Демонстрация моделирования.




Цикл статей: уроки рисования для детей.

Наш очередной урок в школе рисования посвящается очередной нетрадиционной техники изобразительного искусства – художественной пластилинографии.

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством принимать и держать заданную форму.

Приемы работы с пластилином и возраст ребенка:

С младшего возраста дети с помощью родителей (взрослых) могут освоить следующие простейшие приёмы работы с пластилином:
раскатывать «колбаски» и «шарики»,
сплющивать «лепешки»,
вытягивать пластилин,
слеплять детали друг с другом.

Регулярная работа с пластилином уже к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту позволяет ребенку создавать более сложные композиции (фигурки, пластилинографию) с помощью разнообразных и комплексных приёмов:

Выполнение декоративных налепов разной формы,
прищипывание,
сплющивание,
оттягивание деталей от общей формы,
плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. В
и даже смешение разных цветов пластилина для получения промежуточных оттенков - приём «вливания одного цвета в другой».

Пара полезных советов перед началом работы:

Если пластилин долго лежал на прилавке магазина – он скорее всего будет твёрдым, его трудно подготовить к работе, размять, особенно ребенку. Эту проблему легко исправить: пластилин нужно разогреть перед занятием в миске с горячей водой (но не кипятком). Так он размякнет и станет податливым.

Жировые компоненты, входящие в состав пластилина входят, со временем переходят на бумагу - и на ней проступают жирные пятна. Но этого можно избежать! Картинка со временем не потеряет своей привлекательности, если перед началом занятия бумажную основу с предварительно нарисованным контуром - покрыть скотчем или самоклеющейся пленкой. Такая пленка защитит бумагу от контакта с пластилином – и пятен не будет! К тому же, работать на скользкой поверхности гораздо легче, а при помощи стеки проще снимается и лишний пластилин, не оставляя под собою заметных следов.

Ребенок может ошибиться при нанесении контура под пластилинографию - дайте ему право на исправление ошибки. На картоне можно делать контур простым карандашом, тогда подправить моего можно стирательной резнкой, а на картоне "ламинированом" скотчем - можно рисовать фломастером, его можно легко подтереть влажной салфеткой.

От слов к делу:

Мастер-класс по технике «Пластилинография» - Совёнок

(для детей от 2-ух лет до младшего школьного возраста, подготовила Юлия Sovenok)

Нам потребуется: лист цветного картона, кусочек фольги или серебристого картона, цветной пластилин (лучше восковой – он более мягкий и податливый).
Пусть под рукой будет также влажная тканевая салфетка, чтобы можно было вытереть руки ею в любое время, а после занятия - сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.

Не забывайте: Работа с пластилином для ребенка – очень трудоёмкая, требует усидчивости, усилий, но природа детей такова, что они физически не могут выдержать долго сидеть на одном месте, поэтому в процессе занятия не пренебрегайте разминочками, и уж, конечно, если ребенок хочет отвлечься, побегать – позвольте ему это. Ему самому будет интересно, потом вернуться к занятию – ведь самое главное – это результат! Ставьте акцент на результат работы.

Приступим!

Шаг 1. Вырезаем из картона основу для пластилинографии – мы сделали ее с округлыми краями – так интереснее. При работе с пластилином лучше использовать - плотный картон, ни в коем случае не тонкие листы бумаги - она деформируется и рвется при выполнении приёмов примазывания, придавливания, сглаживания и расплющивания пластилина.

Шаг 2. Рисуем контур для совенка. Слева на рисунке мой контур - справа дочки (ей 3 года), почетную миссию нарисовать "лицо" я доверяю ей на обоих листах, она к этому уже привыкла.

Шаг 3. Не выходя за контуры, вылепливаем перья, начиная с туловища, затем - крылья. Для этого нужно скатать маленькие шарики из пластилина разных цветов, и ряд за рядом выкладывать их и примазывать к поверхности картона.

Шаг 4. Вырезаем из серебристого картона (или фольги) два небольших кружка - это глаза , на кусочек пластилина присаживаем на необходимое место.

Шаг 5. Подготавливаем "перья" для головы , таким образом, как указано на рисунке. Их по кругу, не выходя за контуры тоже надо удет вмазывать в картон.

Я не могла сфотографировать, как я вымазывала перья к голове совенка, поэтому сделала снимок, как это делала дочь. Как видите - с этим легко справляется трехлетний ребенок.

Шаг 6. Завершающие штрихи: брови - тонкие "колбаски", клювик, ножки и веточка - "колбаски" вмазанные в картон по направлению роста. На веточке - листики - вмазанные пластилиновые шарики (подобно перьям).

Вот и готово! Наши совята подружились и стали жить вместе:

Конечно - эту работу можно сделать аккуратнее и красивее, но мне было не до того, главная задача - поработать именно с ребенком.

Варианты рисования пластилином - пластилинографии:

  • Хорошо, если в работе Вы будете использовать и природный материал: веточки, шишечки, сухие листья. Это будет способствовать не только овладению ребенком практическими навыками лепки и пластилинографии, но и помогут им научится любоваться природой, бережно относиться даже к самому маленькому, сушеному и неказичтому листику.
  • Так же Вам может пригодится небольшой и простенький мастер-класс по трафаретной пластилинографии . Такая техника позволяет без рисования контура сделать очень четкие края пластилинового рисунка, и в целом очень нравится детям - своей простотой, такая работа даже у самых маленьких малышей должна и обязана получится на отлично.

Фишки напоследок!
1. Если созданный руками ребенка шедевр Вы хотите сохранить на долгие годы или подарить близким людям: поверхность его лепнины желательно покрыть бесцветным лаком. Под лаковой плёнкой пластилин затвердеет, готовое изделие или панно - становится прочным и хорошо сохраняет яркость (но лучше не подвергать воздействию прямых лучей солнца). К тому же, если картина используется для оформления комнаты - преимущество лакированного рисунка в том, что с него легче убирать пыль.