Батик: роспись по ткани для начинающих, виды художественной росписи на примере мастер-класса по окрашиванию шелкового платка и видео уроки по рисованию на ткани. Что нужно знать художнику техники холодный батик? Как сделать горячий батик в домашних услови

Искусство росписи по ткани зародилось несколько тысяч лет назад в Китае, оттуда распространилось в Индию и другие страны, получив огромный расцвет в Индонезии. Изначально для росписи ткани использовались только натуральные красители, полученные из корней и листьев растений, но с развитием химической промышленности появилось различные виды синтетических красителей, которые отличаются не только яркостью и разнообразием цветов, но и стойкостью. Батик - это лёгкая роспись по ткани, сегодня мы попоробуем смастерить это вместе для начинающих мастеров.

Пробуем работать в технике батик: роспись по ткани для начинающих

Для того, чтобы защитить отдельные участки ткани от красителя используются различные резервирующие составы. В зависимости от этого различают холодный и горячий батик – в горячем батике в качестве резерва выступает расплавленный воск, парафин, стеарин или подобные вещества со схожими свойствами, в холодном батике для защиты отдельных участков от краски используются специальные химические составы.

Для росписи используются в основном шелковые или подобные шелку ткани – атлас, вискоза, туаль. Благодаря своему блеску и легкости рисунки на них получаются как «живые», к тому же щелк представляет возможности для цветосмешения и различных визуальных эффектов.

Художественная роспись по ткани это не просто вид рукоделия, а настоящее искусство и обычного желания здесь недостаточно, нужен еще художественный вкус и навыки рисования. Хотя зачастую многие переоценивают сложность росписи по шелку. Определенные навыки, при работе с тканью конечно нужны, но им легко можно обучиться в довольно короткий срок, а при отсутствии художественного таланта вполне можно пользоваться шаблонами или картинками, распечатанными из интернета. Никто же не заставляет вас писать высокохудожественное произведение.

Для росписи ткани используются специальные краска, которая бывает разных видов в зависимости от способа закрепления: паром, специальным раствором, горячим утюгом или сушкой. Для начинающих лучше всего подходит краска, которая закрепляется утюгом или длительной сушкой. На начальном этапе можно воспользоваться, например, красками фирмы «Гамма» отечественного производства – у них не очень богатая цветовая палитра, но и стоят недорого. А когда после наработки определенных навыков в росписи, можно купить краски и дороже.

Для защиты отдельных элементов рисунка в процессе работы применяют специальный резерв. Который может быть прозрачный или цветной, смываемый или оставляющий прорезиненный след. в магазинах можно приобрести специальные наборы для начинающих художников, в которые входят краски нескольких цветов и тюбик с резервом.

Помимо красителей и резерва для росписи ткани понадобится еще специальная рама, но которую натягивается ткань (на начальном этапе можно воспользоваться обычными большими пяльцами) и кисти всевозможных размеров, круглые с острым кончиком, лучше из белки или колонка.

Ну вот все необходимые инструменты и материалы подготовлены и можно приступать непосредственно к росписи. Ручная роспись по шелку требует большой точности и аккуратности, поэтому если не уверены в твердости своей руки, лучше потренируйтесь сначала на бумаге.

Первое знакомство с искусством росписи ткани лучше всего начать с абстрактных пятен, полос или других фигур. Так вы лучше поймете, как ведет себя краска на ткани, какого эффекта можно добиться, смешивая красители, да и пятна или потеки, которые нередки у начинающих художников легче скрыть.

С помощью самых обычных веществ можно получит очень интересные эффекты на ткани. Например, с помощью поваренной соли, можно получить высветленные пятна на картине или если рисовать по мокрой ткани, то краски будут очень красиво растекаться, образуя плавные переливы.

Техника свободной росписи отлично подходит как для начинающих художников, так и профессионалов – она позволяет придать индивидуальность работе, проявить талант художника, а также создать действительно оригинальную и неповторимую вещь.

Для того, чтобы лучше понять что же такое батик, а именно: роспись по ткани, давайте посмотрим небольшой мастер-класс для начинающих по созданию фантазийного узора на лоскуте шелковой ткани, которую впоследствии можно использовать как платок или шарф.

Необходимые материалы и инструменты:

  • Шелк или подобная ткань (шифон, туаль, вискоза);
  • Рама для натяжения ткани;
  • Краски для ткани;
  • Большие кисти;
  • Поваренная соль и мочевина в гранулах (ее можно купить в цветочных магазинах).
Мастер-класс по росписи шелкового платка.

Для того, чтобы расписать платок или шарфик не требуется профессиональных художественных навыков – это сможет сделать любой человек довольно быстро. Особенно процесс свободной росписи привлекает детей. Да и одежда сделанная своими руками, носится особенно приятно, пусть даже это обычный платок или шарфик.

Итак, начнем…

Натягиваем ткань на раму. Это надо делать очень тщательно, чтобы ткань не провисала и не морщилась, иначе краски будут неравномерно растекаться или рисунок получится перекошенным.

С помощью кисти и обычной чистой воды равномерно смачиваем всю поверхность ткани.

Пока ткань не высохла, начинаем наносить красители в произвольном порядке без каких-либо предварительных рисунков. Рисовать можете все, что угодно – геометрические узоры, листики, полосы, цветы. Главное при этом соблюдать несколько правил, чтобы цвета гармонично сочетались между собой: один и тот же цвет должен повторяться несколько раз, при этом какой-то один цвет должен преобладать и эффект объемного рисунка создает очень темный фон.

После того, как роспись окончена, по влажной ткани в произвольном порядке рассыпаем моль и мочевину и ждем высыхания, наблюдая за получившимися эффектами.

Стряхиваем мочевину и остатки соли с полотна и запариваем ткань (если краситель под запаривание) или проглаживаем горячим утюгом (предварительно прочитайте в инструкции к красителю о способе его закрепления на ткани). Затем изделия стираем в теплой воде с мылом или порошком, проглаживаем утюгом и подшиваем. Платок или шарф готов.

Технология свободной росписи позволяет подобным образом окрашивать не только шарфики, но и декорировать любую одежду, а также обувь и сумки. На фото представлены некоторые варианты росписи различных вещей, которые под силу сделать любому человеку.

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем посмотреть несколько видео сюжетов о том, как самостоятельно необычно и оригинально расписать платок, шарф или любую другую вещь, чтобы вдохнуть новую жизнь в полюбившейся элемент гардероба или сшить новую вещь из собственноручно окрашенного лоскута ткани.

Батик пришел с острова Джава в Индонезии. Батиком называют технологию нанесения дизайна на ткань при помощи воскового резерва. Как только на ткань нанесен основной рисунок, ее погружают в емкость с краской, в которой окрашиваются только участки ткани без воска. Настоящие мастера батика создают замысловатые дизайны, накладывая множество слоев краски и добавляя трещинки в дизайн, которые позволяют достичь особого эффекта. Даже если вы не профессионал, вам будет под силу создать батик с интересными эффектами, используя при этом небольшое количество материалов и креативность.

Шаги

Основы батика

    Промойте ткань. Прополощите ткань в горячей воде с использованием моющего средства, чтобы удалить любые химикаты и загрязнения, которые могут повлиять на правильное нанесение рисунка.

    Выкрасьте ткань в базовые цвета. Эти базовые цвета останутся под слоем воска.

    Растопите воск для батика. Воск для батика нужно растопить в специальном котелке для воска или на водяной бане.

    • Будьте осторожны при работе с горячим воском. Не нагревайте его выше 240°, иначе он может начать испаряться или даже загореться.
    • Не рекомендуется нагревать воск просто на электроплите. При использовании котелка для воска или технологии водяной бани воск будет нагреваться постепенно на медленном огне.
  1. Растяните ткань на пяльцах для вышивания. Пяльца позволят плотно закрепить ткань. Так вы сможете наносить рисунок на ткань с большей точностью.

    • Если в наносите батик на большую поверхность ткани, можно подложить газеты под ткань и использовать стол в качестве вашего рабочего пространства. Воск пропитает ткань, поэтому защитный слой между столом и тканью необходим при работе.
  2. Начните наносить восковую смесь при помощи инструментов. В зависимости о т инструмента будут получаться различные эффекты. Поэтому поэкспериментируйте в начале.

    • Используйте одноструйный чантинг (стеклянная трубка) для выведения тонких линий. Чантинг - это стандартный инструмент для батика, который, однако, может варьироваться по толщине струи.
    • Двуструйный чантинг используется для создания параллельных линий и заполнения краской более крупных пространств рисунка.
    • Для заполнения больших пространств также используются кисти. Их можно использовать традиционно, широкими мазками или для нанесения точечных элементов.
    • Используйте трафареты для нанесения стандартных форм. Трафареты могут быть сделаны из любого материала, который устойчив к жару воска. Попробуйте вырезать форму из картошки или стебель сельдерея для полукруглых форм.
  3. Контролируйте температуру воска. Воск должен быть достаточно высокой температуры, чтобы пропитать ткань. Но не сильно горячим и жидким, иначе, он будет растекаться по ткани. Температура воска правильная, если он пропитывает ткань.

    Приготовьтесь к нанесению краски. Продумывая цветовую схему своего батика, начинайте воплощать ее в жизнь с более светлых тонов (например, желтого), переходя к более темным.

    • Промойте ткань моющим средством.
    • Растворите краску, следуя инструкциям на упаковке. Некоторые краски (например, красные тона) растворяются труднее, чем другие.
    • Добавьте нужное количество нейодированной соли. На 250 граммов сухой ткани, добавьте 1,5 стакана соли. На 500 граммов ткани, используйте 3 стакана соли.
    • Положите в краску влажную ткань. Помешивайте медленно, но часто на протяжении 20 минут.
    • Добавьте пищевую соду. Сода используется для закрепления краски к ткани. Растворите соду в теплой воде, а затем постепенно влейте этот раствор в краску с тканью (вливайте в течение 15 минут), при этом не выливая всю соду сразу прямо на ткань. Это может привести к потере цвета. На 500 граммов сухой ткани используйте 1/6 стакана соды. На 1 кг сухой ткани используйте 1/3 стакана соды. Помешивайте медленно, но часто в течение 30 минут.
    • Прополощите ткань, смывая излишки краски. Подержите ткань под струей холодной воды, пока она не посветлеет. Затем промойте ткань в горячей воде с моющим средством. Если вы использовали темные цвета, такие как коричневый или красный, возможно, понадобится повторное полоскание для того, чтобы избавиться от всех излишков краски. Дайте ткани высохнуть.
  4. Повторно нанесите воск на ткань для добавления дополнительных слоев краски и узоров. Для каждого дополнительного слоя, следуйте тем же шагам, что и при первичном нанесении краски. Помните, что темные цвета нужно наносить последними.

    Удалите воск. Когда вы закончили наносить краску, вы можете удалить воск одним из двух способов:

    • Прокипятите ткань. Наполните кастрюлю водой с добавлением нескольких капель моющего средства так, чтобы ткань полностью поместилась в нее. При закипании воды, поместите ткань в кастрюлю, прижав ее камнем к дну кастрюли. Через несколько минут, весь воск выйдет из ткани. После того, как весь воск вышел, оставьте кастрюлю с водой и тканью до полного остывания, а затем соберите воск с поверхности.
    • Прогладьте ткань. Поместите ткань между двумя листами впитывающей бумаги и прогладьте утюгом. Воск может оставить следы, поэтому будьте осторожны и убедитесь, что воск удален полностью. Смена листов бумаги может помочь в ускорении процесса удаления воска.
  5. Промойте и высушите ткань. Загрузите ткань в стиральную машину, чтобы убедиться, что все остатки краски были удалены. Высушите ткань на веревке или в сушилке. Ваш батик готов!

    Батик без воска

    1. Положите кусок пластика на рабочем столе. Разложите сверху заранее промытую и высушенную ткань.

      Создайте рисунок при помощи специального инструмента. Так же как и в горячем батике, вы можете воспользоваться одно- или двуструйной стеклянной трубкой для нанесения узора. Пользуйтесь кистями для рисования для покрытия более крупных пространств. Дайте раствору высохнуть. Это займет около 30 минут, хотя, в целом, время суки будет зависеть от толщины нанесенной краски.

      • Вы можете использовать трафареты, погружая их в раствор и создавая узор. Или же вы можете приложить трафарет к ткани и очертить контур вокруг него кистью.
    2. Подготовьте жидкую краску. Следуйте инструкциям на упаковке. Если вы пользуетесь жидкой краской, можно варьировать насыщенность цветов, применяя различные пропорции воды к краске.

      Нанесите краску. Краски можно выливать на ткань тонкой струйкой, наносить кистью, распылять или наносить мазками. Можно также смешать несколько цветов для насыщения вашей цветовой гаммы.

      Покройте ткань упаковочной пленкой. Как только вы закончили наносить краску, уложите упаковочную пленку на ткань и запечатайте края.

      Разогрейте ткань в микроволновке. Поместите бумажные полотенца на дно микроволновки, чтобы предотвратить случайные попадания краски. Поместите ткань с пленкой в микроволновку. При желании ткань можно свернуть. Разогревайте ткань на высокой мощности в течение двух минут.

      Вытащите ткань из микроволновки. При помощи кухонных прихваток вытащите ткань из микроволновки. Ткань будет горячей, поэтому будьте очень осторожны! Подождите несколько минут, пока ткань остынет, а затем удалите пленку.

      Промойте и высушите ткань. Прополоскайте ткань под холодной водой. Как только основные излишки краски были удалены, промойте ткань в теплой воде с мягким моющим средством, затем прополоскайте. Высушите ткань.

    Батик на шелке (Альтернативный метод)

      Предварительно промойте шелк. Добавьте одну-две капли жидкости для мытья посуды в ведро или тазик с водой. Прополоскайте и высушите ткань. Пока ткань еще слегка влажная, прогладьте ее утюгом в режиме "Шелк".

      • Если вы хотите сделать набросок карандашом перед тем, как наносить краску, это нужно сделать сразу после глажки.
    1. Натяните шелк. Заколите ткань булавками с прикрепленными к ним резинками по всей длине ткани с промежутком в 4-6 сантиметров. Положите шелк поверх рамки и приколите кнопки к рамке. Наденьте резинки на кнопки, ткаим образом закрепив ткань к рамке.

      • Резинки должны быть достаточно маленькими, чтобы упруго удерживать ткань, но при этом достаточно большими, чтобы ткань не порвалась от натяжения.
      • Вы можете связать 2 резинки вместе, чтобы сделать резинку большей длины, если ваша рамка намного больше ткани.
      • Цель - это создать туго натянутую поверхность, по которой можно будет рисовать. Поверхность должна быть туго натянута, но ткань при этом не должна рваться.
    2. Поднимите рамку. Поставьте 4 стакана или контейнера под рамку, чтобы поднять ее над рабочим пространством.

    3. Нанесите резерв. Резерв можно нанести при помощи кисти для краски или при помощи бутылки-аппликатора. Дайте резерву как следует высохнуть перед тем, как наносить краску. В зависимости от ваших предпочтений, вы можете выбрать один из двух видов резерва, которые подходят для батика по шелку:

      • Каучуковый резерв или гуттаперча. По консистенции они напоминают каучуковый клей и их можно разбавить для более жидкой консистенции при нанесении линий. После того, как все краски будут нанесены, резерв будет удален сухим способом. Данный резерв источает испарения. Поэтому строго рекомендуется использовать респираторную повязку и работать в хорошо проветриваемом помещении при его нанесении.
      • Водорастворимые виды резервов нетоксичны и смываются теплой водой. Такие резервы хорошо совместимы с красками для шелка (в отличие от обычных красок для батика). Недостаток этих резервов в том, что работать с ним сложнее и достичь тонких изящных линий будет труднее.
    4. Нанесите цвета. Осторожно нанесите краски при помощи кистей. Дайте красе самой дойти до зоны резерва. Нанесение краски непосредственно на резерв может привести к его растворению. При нанесении красок есть две опции:

      • Краски для шелка - это пигментный продукт, окрашивающий поверхность ткани, но при этом не проникающий в волокна. Этот вид красок можно использовать на большом количестве тканей (включая синтетику). Их можно закрепить на ткани при помощи утюга.
      • Другой вид красок для шелка создает связь между волокнами шелка и окрашивает ткань. Это отличный выбор, если вы хотите сохранить природный блеск шелка. Такие краски светостойки и не линяют.
    5. Дайте покрашенному шелку отлежаться в течение суток. Если вы использовали первый тип красок, закрепите цвет, прогладя ткань утюгом в течение 2-3-х минут с изнаночной стороны. После глажки прополоскайте ткань в теплой воде, просушите в подвешенном состоянии, а затем снова прогладьте еще слегка влажную ткань.

      • Если же вы использовали второй тип красок, после 24-часовой просушки прополощите ткань до тех пор, пока вода не будет оставаться прозрачной. Добавьте пару капель мягкого моющего средства или средства для мытья посуды в ведро или таз с водой и прополоскайте шелк. Затем снова прополощите ткань в холодной воде и высушите в подвешенном состоянии. Когда шелк почти высох, прогладьте его на режиме "Шелк".
    • Если вы поместите краски в бутылку-аппликатор с несколькими наконечниками, вы сможете использовать несколько красок одновременно.
      • Любое моющее средство
      • Легкий хлопок, муслин или шелк соответствующих вашим предпочтениям размеров
      • Краска для ткани (в порошке или жидкая)
      • Воск для батика
      • Электрический котелок для воска или водяная баня
      • Пяльца для вышивания
      • Старые газеты или картон
      • Кисти для рисования
      • Большой пластиковый тазик

      Батик без воска

      • Упаковочная пленка
      • Предварительно промытая и высушенная белая ткань (хлопок, муслин или шелк)
      • Washable resist medium, such as Crafter"s Pick Batik-EZ Resist Medium
      • Инструмент чантинг или кисти для батика (чантинг позволяет наполнять его воском и выводить тонкие линии и детали на ткани)
      • Кисти для рисования
      • Жидкая краска для ткани
      • Микроволновка
      • Мягкое моющее средство

      Батик по шелку (Альтернативный метод)

      • Рамка для натяжения шелка, которая на 2-3 см больше вашего куска ткани по всем сторонам
      • Иголки
      • Резиновые ленты
      • Канцелярские кнопки
      • 4 пластиковые кружки или контейнера
      • Водорастворимая или гуттаперчу (устойчивы при окраске шелка)
      • Краски для шелка
      • Бутылка с аппликатором
      • Кисти для рисования

Окрашивание тканей в домашних условиях просто в исполнении, с учетом того, что краски по ткани достаточно доступны в продаже. Знакомство с окраской вещей предлагаем начать с простого узелкового батика, мастер-класс по созданию индивидуального дизайна рассмотрим на примере нескольких работ.

Техника выполнения такого вида окрашивания состоит в том, чтобы скрутить ткань в нужные узлы, в которые не будет проходить краска. Для окрашивания узелковым батиком используют преимущественно анилиновые красители, которые могут выпускаться в виде порошки или разбавленного концентрированного раствора. Разбавляться самостоятельно нужно в соответствии с инструкцией.

Не забывайте о природных красящих пигментах, находящихся в природных богатствах. Луковая шелуха, например, придает коричневый цвет, свекла — красный, розовый, листья крапивы и шпината — насыщенный зеленый, а черника и краснокочанная капуста красит в синий.

Анилиновые краски окрашивают только натуральные ткани, следовательно, нам понадобится для окрашивания одежда из натурального волокна, желательно хлопка, то есть вы можете взять однотонную бязь, сатин, ситец. То есть спектр применение окраски ткани включается себя элементы одежды из натурального хлопка, юбок, футболок, платьев, аксессуаров в виде шарфов, платков, бандан, сумок из ткани, джинсы, котоновые брюки. Актуально применять на детских, безнадежно испачканных вещах, красители безопасны для кожи.


Чтобы окрасить ткань узелковой технологией, можно не прибегать к применению кистей или других вспомогательных средств, но всегда допускает сочетание стилей и холодным батиком с использованием резервирующих веществ, которые не смываются водой.


Для получения разнообразия узоров достаточно применить особые способы складывания ткани. В качестве расходного материала также присутствует толстые веревки и прочные швейные нитки, которыми нужно связать заветные узлы, возможно применение дощечек, камушек, пробковых штампов, ракушек и других формочек.

Чтобы развести красители, понадобится стеклянная или керамическая емкость, можете использовать стеклянные прозрачные бутылки, так вам удобно будет различить необходимые цвета. Посуду для непосредственного окрашивания тканей лучше взять эмалированную, стеклянную или пластиковую. Также нужна будет деревянная лопатка или щипцы для помешивания и доставания ткани.

После всех приготовлений средств окрашивания начинается следующий этап. Теперь мы берем само изделие и нити, принцип окрашивания состоит в том, чтобы связать те места, к которым не поступит краска. Способов скручивания достаточно много, на примере одного из них вы можете создать свою схему связывания.

Для того чтобы окрасить вещь, теперь мы погружаем ее в разведенный краситель, либо наносим краску сверху сложенных деталей по краям.

Обычно окрашенные вещи закрепляют паром. Причем процесс кажется муторным, но на самом деле ничего сложного нет. Ткань сворачивают в кальку и подвешивают в большой емкости с небольшим количеством воды. Накрывают плотным полотенцем во избежание попадания капель конденсата с крышки и ставят на огонь. До полутора часа изделие обрабатывается паром, затем просушивается. Некоторые краски все же можно просто пропарить утюгом, производители обычно указывают на этот способ, но домашние рукодельницы утверждают, что старые традиции сохраняют насыщенность цветов.


Хитрость века передовых технологий — запаривать вещь в пароварке.

Одежда своими руками

Рассмотрим небольшие примеры для начинающих, как сделать узелковый батик на дому. Для этого нам понадобится небольшой список материалов и подробная инструкция с фото.

Возьмите вещь или ткань и постирайте ее в чистой воде, расправьте на поверхности и начните связывать узлы нитками, как показано на рисунке.

Изделие можно распороть на запчасти, чтобы сделать окраску разными цветами или сложить целиком.

Разведите краску в соответствии с инструкцией на упаковке. Раскрашивать можно несколькими способами, опуская изделие в раствор краски, промачивая кистями или шприцами, а также эффектами брызг кистями.

В мире существует огромное количество самых разнообразных видов ремесел. Среди них особо выделяется батик, который уже сотни лет не теряет своей популярности во всем мире. В последние годы он является очень модным трендом в мире моды. При этом не обязательно приобретать дорогие вещи ручной работы. Это древнее искусство сейчас доступно любому желающему. Эксклюзивные вещи можно создавать самостоятельно, освоив батик для начинающих.

История древнего рукоделия

Название этого уникального искусства росписи тканей происходит от индонезийского слова «batik». Слог «ba» означает «хлопчатобумажная ткань», а «tik» - «капля», «точка». Батик для начинающих в общем смысле слова представляет собой ручное расписывание материи. Этот тип росписи ткани представляет собой особую технологию обработки, окрашивания и украшения подходящего по структуре материала. На каждом из островов Индонезии и в Индии люди столетиями использовали этот способ обработки тканей натуральными красителями. Наибольшую популярность и развитие методов создания батик получил на о. Ява.

Ткань ручной выделки использовалась для основы под роспись. Ее подготовке уделяли особое внимание. Ткань вымачивали, кипятили, отбеливали. Мастера разными способами добивались ее однородности и нужной плотности. Роспись одного отреза могла занимать несколько дней. Основными ее этапами были: нанесение воска, окрашивание, сушка. Такие действия повторялись многократно до получения многоцветного рисунка. В некоторых случаях обработка ткани состояла из 5-10 циклов. Рецепт изготовления натуральных красок до сих пор тщательно охраняется. По одежде определяли родственные связи человека, его принадлежность к касте и общественное положение. Сюжеты росписи были разными: от сложнейших орнаментов до абстрактных рисунков. Зачастую они передавали религиозные и жанровые мотивы. Несмотря на широкое распространение этого искусства в Индонезии, в Европе и Америке оно появилось только в начале ХХ в.

Основы технологии росписи

Батик для начинающих основывается на нанесении на ткань контуров несложных рисунков. При этом те места, которые не должны быть окрашенными, предварительно покрывают воском или специальным резиновым составом. После погружения обработанной ткани в емкость с красящим составом, его остатки аккуратно снимаются. Для достижения многослойности рисунка процедуру повторяют несколько раз. Любую ткань перед началом работы необходимо тщательно выстирать.

Холодный способ создания батика

Существуют разные способы, благодаря которым можно получить превосходный батик. Для начинающих можно порекомендовать так называемый «холодный» метод. Он основан на нанесении по контурам специального состава на основе резинового клея. Холодный батик используется при окрашивании шелка, хотя можно обрабатывать и некоторые другие ткани.

Основой этого способа является «резервирование», что означает нанесение на ткань определенного состава с целью выделить и сохранить разнообразные оттенки фона и узора. Холодный батик для начинающих был придуман гораздо позже «горячего». Такой способ обработки ткани стал возможен с развитием химии.

Резервирующие составы для холодного батика

Лучшим резервирующим составом считается контурное средство «Гутта», которое выпускает фирма «Кройль». Флаконы и тюбики со специальными насадками-соплами различного диаметра очень удобны в работе. вещество бывает на бензиновой и водной основе. Существуют цветные и бесцветные составы. Менее экологична и удобна клея, восковых веществ и бензина. Для 500 г самодельного резерва понадобится 50 г клея, 430 г бензина, 20 г или 220 г клея, 230 г бензина, 50 г парафина. Такой резерв следует наносить специальными инструментами. Чаще всего для этого используют стеклянную трубочку с резервуаром.

Рисунки для батика для начинающих лучше выбирать орнаментальные или фантазийные. По мере совершенствования и приобретения практики, можно переходить и к более сложным и изящным узорам.

Основные требования к выполнению холодного батика

Чтобы не испортить ткань и свой кропотливый труд, следует соблюдать несколько основных правил работы с холодным резервом:

Масса должна быть необходимой консистенции;

Контур нужно наносить непрерывной линией;

Резкость и четкость линии стилистически определяет направленность всей работы.

«Горячая» роспись по батику для начинающих

Этот вид обработки тканей считается самой древней разновидностью росписи. Как правило, ее называют «горячий батик». Резервирующее вещество в этом случае используется только горячим. Благодаря нанесению расплавленного воска соотношение непрокрашенных и прокрашенных фрагментов создает неповторимые узоры росписи. Уникальность такого батика состоит в том, что даже при попытке точно повторить по трафарету какой-либо орнамент невозможно получить идентичные копии. Воск наносится при помощи специального инструмента, который в Индонезии называют «чантингом». При этом его форма может быть различной, а принцип действия всегда остается одинаковым. Места, покрываемые воском, не впитывают краску и ограничивают ее распространение по ткани. Этот способ используют, как правило, для раскрашивания материи, изготовленной из хлопка.

Варианты горячего резерва

Существуют разные варианты резерва:

500 г фабричной восковой массы;

250 г стеарина или парафина, 230 г искусственного воска, 20 г ;

400 г стеарина или парафина, 100 г натурального воска.

Резервирующая масса расплавляется до однородности на пару. На ткань ее наносят по начерченным контурам рисунка. После остывания состава материал окрашивают и счищают остатки воска. При создании сложных многослойных узоров понадобится неоднократное нанесение резерва и окрашивание материала в нужные оттенки. После получения окончательного результата остатки восковой массы удаляют, несколько раз прогладив ткань через оберточную бумагу.

Развитие и многообразие современного батика

Поскольку профессиональные художники и дизайнеры одежды по достоинству оценили всю красоту и уникальность этой методики обработки ткани, на сегодняшний день созданы самые разные школы, обучающие желающих этому искусству. При этом уроки батика для начинающих включают не только традиционные индонезийские способы нанесения воска и красок на хлопок, но и «жгутовую», «узелковую», сине-белую китайскую окраску шелка, многоцветную японскую роспись на шелке. Существует еще один вид обработки тканей, который часто называют «батик для начинающих». Это так называемая «свободная роспись». Несмотря на различные способы выполнения, к ней относят 3 различные техники. Она включает в себя акварельную, трафаретную и графическую роспись. Такое смешение методов работы с тканями произошло благодаря голландцам, которые привезли в Европу и и само слово «батик». Технология для начинающих может быть выбрана любая, а по мере накопления опыта работы с тканью и красками она будет расширяться за счет других способов окрашивания.

Условия труда при создании батика

Даже при наличии лучших тканей, специальных красок и резервов без надлежащей организации труда невозможно получение красивых и прочных изделий. Помещение для создания батика должно быть светлым, проветриваемым, сухим и отапливаемым. Для работы понадобится удобный стол и большие пяльцы или подрамник, в которые будет закрепляться ткань. Материя должна быть хорошо натянута, поскольку провисание может нарушить контур рисунка. Как правило, на подрамник натягивают мокрую ткань, а после высыхания она хорошо расправляется. Для росписи необходимо иметь набор трубочек (для холодного батика), специальные тюбики с резервом, кисти, шаблоны, формы для красок, емкость для окрашивания ткани. Для «горячей» обработки материала понадобится специальный инструмент «чантинг». В качестве химикатов, придающих тканям особые эффекты, может понадобиться спирт, соль и мочевина.

Одним из популярных направлений в росписи ткани является “холодный батик”. Интересные образы рождает это сочетание слов. У меня сразу возникает ощущение чего-то кристального, прозрачного и сверкающего на солнце. Сразу появились вопросы: а почему холодный? Если есть холодный, значит, должен быть и горячий? Если я права, то в чем отличие?

Эта техника появилась в начале 20 века. Её основная особенность в том, что в качестве резервирующего применяется состав из бензина, парафина и резинового клея.

Резервирующий состав не нужно плавить как воск в случае с горячим батиком. И можно работать в обычном температурном режиме. Состав представляет собой густую, как тесто для блинчиков, смесь с резким бензиновым запахом. Резерв наносится на ткань с помощью стеклянной трубочки.

Стеклянную трубочку условно можно разделить на три части: первая — самая длинная — сама стеклянная трубка, вторая часть имеет форму шара, именно там находится резерв, а третья часть — изогнутый носик с узким отверстием, через который вытекает резерв.

При рисовании состав из резервуара вытекает на ткань через кончик с узким отверстием. В зависимости от решаемых задач применяются трубки с разным диаметром выходного отверстия.

Резервом создаем замкнутые контуры, не дающие протекать краске, таким образом на ткани появляются четкие границы для заполнения цветом.

Контур применяется не только для создания границ, но и как самостоятельный декоративный элемент. Благодаря четко очерченному контуру работа получается более графичной.

Резервирующий состав можно приготовить самим, но проще купить в специализированном магазине. Сейчас представлен огромный выбор контуров как бесцветных, так и цветных.

При покупке внимательно смотрите на однородность консистенции (не должно быть никаких примесей и осадков), а также на срок годности.

Стеклянные трубочки тоже продаются в магазинах. Для качественной работы очень важное значение имеет угол наклона носика трубочки. Он должен быть 135 градусов. При выборе обратите внимание на кончик трубочки, там не должно быть сколов и трещин.

Работа стеклянной трубочкой требует некоторой сноровки. Рука находится на весу. Чтобы избежать капель, кончик трубочки нужно вытирать от излишков резерва.

Чтобы получались линии одинаковой толщины, старайтесь двигать рукой равномерно. Закончив работу с трубочкой, поверните ее носиком вверх, резерв уйдет в резервуар, что предотвратит вытекание контура.

После того как работа закончена, трубочку нужно промыть растворителем или уайт спиритом, чтобы предотвратить высыхание резерва внутри. Если все-таки резерв высох и закупорил носик трубочки, можно попробовать прочистить его тонкой проволокой. Действовать нужно предельно аккуратно, чтобы не повредить инструмент.

Выбирая основу для батика, остановитесь на тканях из натуральных волокон. Хотя тут открывается огромное поле для экспериментов. На разных тканях краска будет вести себя по-иному.

Когда я рисую на хлопке, получаются очень яркие, насыщенные цветовые пятна, на шелке — тонкие, сложные переходы. Хлопок матовый, соответственно, и цвет на нем звучит ярко и определенно, шелк нежен и имеет свой блеск, краски на нем сияют.

Перед началом работы любую ткань нужно очистить от узелков, постирать и тщательно прополоскать.

Важное значение имеет степень натяжения ткани на подрамник. Ткань должна быть натянута равномерно со всех сторон, продольная и поперечная нити материала перпендикулярны друг другу. Идеальной считается ткань, натянутая как барабан.

Подрамники для батика могут быть любые, от обычных до специальных — раздвижных. Главное, чтобы кнопки легко входили в подрамник. Меня очень выручают силовые кнопки с цветными пластиковыми головками.


Следующий пункт — краски. Краски по ткани делятся по способу их фиксирования — это анилиновые (закрепление паром) либо акриловые (проглаживание горячим утюгом).

Я предпочитаю работать с акриловыми красками по ткани. После окончания работы проглаживаю ткань утюгом с изнаночной стороны. Температурный режим выбираю подходящий ткани.

Рассмотрим основные этапы работы в технике “холодный батик”, как это делаю я.

Первый пункт — идея, мысль (делаем эскизы). Затем рисуем чистовой вариант в масштабе 1:1. Это может быть подробный эскиз в цвете или линейное изображение.

Берем кусок ткани размером немного больше подрамника, на котором будем работать. Ткань выбираем натуральную — хлопок, шелк и т.д. Ее нужно постирать и хорошо сполоснуть.

Подкладываем чистовой вариант эскиза под ткань и аккуратно переносим рисунок. Можно или простым карандашом (!!! не отстирывается) или специальным фломастером, который при соприкосновении с водой исчезает.

Берем подрамник, кнопки и начинаем натягивать ткань (рисунком вверх). Сперва закрепляем кнопками по углам, затем натягиваем середины сторон, достигая максимального натяжения ткани. Обратите внимание, чтобы нити ткани были перпендикулярны друг другу, без перекосов.

Далее идет работа с резервом и трубочкой. Набираем в трубочку резервирующий состав с помощью медицинской груши. Вытираем кончик трубочки. Прикладываем трубочку с резервом к рисунку на ткани и начинаем вести линии. Стараемся, чтобы контур был замкнутым, иначе краска «убежит» в другую часть рисунка.

После того как контур нанесен, ждем 2 часа до полного его высыхания. Пробуем нанести кисточкой чистую воду внутрь замкнутых контуров. Если контур пропускает воду, нужно нанести еще один слой резервирующего состава уже с обратной стороны.

Когда резерв нанесен, высушен и проверен, можно приступать непосредственно к работе красками. Краски по ткани водорастворимые. Нам понадобятся кисточки, вода и палитра. Некоторые мастера предпочитают наносить краски губками или спонжами. Возможен и такой вариант, выбор за Вами.

Надеюсь, описанные выше этапы работы помогут Вам в работе над своим первым батиком. Не стоит пугаться сложных инструментов, особенностей техники — все приходит с опытом. Ведь Вы получите еще один великолепный способ творческого самовыражения, и кто знает, куда приведет Вас этот путь.

Процесс работы над батиком очень интересен и красив. Это захватывающее зрелище. Немного времени пройдет, и Вы начнете чувствовать ткань, поведение краски на ней. Именно тогда волшебные переходы будут рождаться не случайным образом, а благодаря осознанному применению знаний, полученных с опытом. Попробуйте, Вам понравится!

А про технику горячего батика, я расскажу Вам в следующей статье.