Голубая гжель в технике папье-маше. Расписываем новогоднюю снежинку стиле "гжель" Детские поделки гжель

Гжельский сувенир, игрушки и посуда ценятся во всём мире, за уникальность рисунка и самобытность. С давних времён подмосковный район Гжельский Куст, занимается росписью посуды, мебели и разной утвари. Мастера, работающие в технике гжель, бережно хранят традиции промысла. Чаще всего для росписи бралась тарелка, это самая удобная посуда для новичков дошкольников. С помощью трафаретов и шаблонов можно легко перенести орнаменты на предмет. Распечать трафарет или шаблон можно с интернета.

В современном мире большой популярностью пользуются :

  • Сервизы.
  • Чайные пары.
  • Сахарницы.
  • Вазы для цветов.
  • Самовары.
  • Заварочные чайники.
  • Розетки для варенья.

Росписью под гжель традиционно используется фарфор и майолика

В изготовлении посуды мастер, работающий в гжельской технике, использует белую или красную глину — фарфор, тонкий и хрупкий или майолику, более прочный материал.

Изготовление изделий можно разделить на следующие этапы:

  1. Создание основы.
  2. Первый обжиг.
  3. Роспись.
  4. Второй заключительный обжиг.

По стилистике роспись делиться на три основные группы :

  • Орнаментальная роспись.
  • Растительная тематика.
  • Сюжетно ролевая тематика.

Гжельские мастера берут для сюжетов росписи элементы из самой природы.

Для росписи характерны: растения — листики, сказочные цветы, стебли веточки, животных, рыб и птиц.

Расписать посуду, или разделочную доску, или фигурку животного под силу начинающему мастеру. Главное, желание освоить удивительную технику росписи — гжель.

Для этого нужно:

  1. Освоить несколько приёмов.
  2. Понять отличия гжельской росписи.
  3. Научится делать сначала эскизы на бумаге.





















Рисуем в технике «гжель» поэтапно

Для работы необходимо приготовить:

  • Листы плотной бумаги.
  • Гуашь, акварель или акриловые краски для рисования на бумаги.
  • Кисти разной фактуры и толщены.
  • Воду.
  • Палитру и тряпочку.

Ход работы:

Гжель мастер — класс по рисованию простых элементов росписи : капелька, точка, штрихи и линии. Соединив их, запросто получается узнаваемый гжельский узор.

Штриховка

Этот элемент часто используют для заполнения определённых областей рисунка.

Проводим на бумаге горизонтально или под углом, параллельные тонкие синие линии. Они должны быть на небольшом расстоянии.

Затем поверх этих линий нужно провести перпендикулярно такие же прямые линии.

Точки

Кончиком кисти слегка касаемся бумаги. Если точку сделать с усилием, то получится круг и возле которого нужно нарисовать точки поменьше, то можно получить настоящий гжельский цветок .

Капелька

Если прижать кисть лёгким движением к бумаге от основы до кончика, то появится вытянутая капелька, которая используется в композиции как лепесток или листик.

Линии

  • закруглённые;
  • плавные;
  • волнообразные линии или в виде завитков. Ими хорошо оформлять края изделия ;
  • линии, заворачивающиеся, как усики растений.

Кисть, при рисовании постепенно приподнимается от бумаги. В этом случае у основания линия более толстая, к концу она значительно утончается.

Нужно обязательно потренироваться в вырисовывании этих элементов

Из полукругов нарисуйте «забор». Затем следует обязательно потренироваться в рисовании линий с загибами. Необходимо следить за тем, что бы все линии ложились равномерно .

Если соединить нарисованные элементы, то получится листик на стебле или своеобразный цветок

Осваиваем технику мазка.

Для оформления мазка нужно взять толстую кисть.

Для гжели характерен градиент - от насыщенного оттенка синего цвета к чисто белому.

Этот переход получится, если смыть немного краски с кончика , и сделать мазок по ширине кисти на бумаге. Излишки краски можно убрать, если повозить кисточкой по бумаге.

Мазок позволяет рисовать перья птицы, листья, лепестки, цветы.

Теперь стоит попробовать поиграть с мазками, поочерёдно нужно обмакнуть кисть в синюю и белую краску.

Нужно обязательно потренироваться в оформлении мазков с соответствующими оттенками. Стоит понаблюдать, как идёт распределение краски. Для этого не нужно бояться делать мазки контрастной фактуры поверх уже нарисованных линий.

Мастер класс. Искусство по изготовлению эскизов для гжельской техники

Делаем эскиз на бумаге для самого распространённого узора «Птица Гжель».

Необходимые материалы:

  • бумага для черчения А4;
  • гуашевую краску цвета ультрамарин;
  • шпатель;
  • палитра;
  • вода;
  • кисти номер один, два, три, шесть и восемь.

Алгоритм изготовления эскиза:

  1. На палитру нужно нанести немного краски, затем добавить воды и шпателем размешать массу до плотности сметаны.
  2. Для этого используем кисть № 8, которую нужно опустить в воде, хорошо отжать о края, расправить как веер и опустить в краску так, чтобы одна сторона больше была измазана.
  3. Нужно сделать мазок полукругом, кисточку при этом нужно прижать к бумаге , в конце плавно отпустить. Мизинец руки при этом действии должен находиться на бумаге. Если все правильно сделать, то мазок будет в форме серпа - это туловище.
  4. Рисуем основание крыльев и бедра птицы с помощью каплевидных и коротких мазков.
  5. Формируем хвост птицы. Для этого нужно сделать кистью как ровные, так и волнообразные движения.
  6. Для рисования перьев на крыле нужно использовать кисть № 6. Мазки для рисования перьев используются волнистые.
  7. Кистью № 3 обвести крыло тёмными деталями.
  8. Завитки, глаза и прочие мелкие элементы следует делать самой тонкой кисточкой.

Эскиз готов. Начинающему мастеру нужно обязательно перенести эскиз с бумаги на поверхность изделия.

Знакомство с гжелью детей дошкольного возраста или подготовительной группы

Сегодня программа дошкольного воспитания предусматривает ознакомительные уроки с народными художественными промыслами: хохлома , дымковская игрушка, гжель. Гжельская роспись, приобщит ребёнка к исконно русскому творчеству, поможет развить эстетический вкус, фантазию, умение составлять узор по разнообразным мотивам.

Расписываем новогоднюю снежинку стиле "Гжель"

Новый год уже на носу, а у вас еще не хватает подарков для многочисленных друзей и родных?!


Тогда этот мастер-класс для вас!

Сегодня мы будем учиться рисовать новогоднее украшение на елку, которое станет милым и оригинальным сувениром!

Снежинка выполнена в стиле Гжель, роспись с применением традиционного гжельского мазка!

Для работы нам понадобится:

Деревянная заготовка снежинки;

Краски акриловые белая и синяя кобальт;

Лак акриловый;

Кисти белка от №1 до №6, кисть синтетика №10 или №12;

Палитра(стекло)или какая-нибудь ровная и гладкая поверхность;

Вода и стаканчик;

Губка или тряпка;

Шкурка(нулевка);

Лента декоративная.

Для начала надо сделать поверхность деревянной заготовки максимально гладким!Берем шкурку нулевку и обрабатываем снежинку с двух сторон.


Дальше нам нужно загрунтовать белой краской наше украшение на елку. Берем кисть синтетика № 12 и белую акриловую краску и приступаем к покрытию, не забываем о ребрах снежинки. Выполняем все аккуратно и ровно, без разводов!



даем краске высохнуть, не забываем помыть кисть!

Дальше приступаем к самому сложному процессу нашей работы!Учимся рисовать гжельские цветы.Для этого надо освоить гжельский мазок! Берем палитру и наносим на нее тонким слоем синюю акриловую краску. Много краски не надо-акрил быстро сохнет и палитру нужно достаточно часто обновлять (старый слой краски снимается губкой).

Вся тонкость в том, что набор краски происходит на одну сторону кисти. Воды на кисточке не должно быть много. Кисть для цветка используется широкая или круглая № 5 или №6 . Желательно приобрести хорошие кисти так, как от качества кистей зависит качество мазка! Вот как это выглядит:


Для начала лучше потренироваться на бумаге!

Если у вас начинает получаться приступайте к росписи снежинки.

Сначала нарисуем мазком контур снежинки:



Приступаем к листикам вокруг цветочка!

Затем прорисовываем веточки вокруг букета,кисть для этого берем белку капельную №3 или №4 (с острым кончиком)

Этой же кистью прорисовываем ребра снежинки синим цветом, даем высохнуть краске!

Не забываем периодически, по мере высыхания краски, обновлять краску на палитре!

Следующий шаг — рисуем тонкой кисточкой травку и прожилки листиков. Я работаю кистью синтетика №1:

Одна сторона готова! Не забываем проделать все тоже самое с другой стороны!

Тщательно моем кисти, иначе они засохнут и станут непригодны для дальнейшего пользования! Не забываем помыть палитру, она может еще пригодиться:)

Всё, снежинка расписана, осталось покрыть ее лаком, чтобы наш рисунок не стирался! Берем нашу кисть синтетику и покрываем снежинку ровным слоем акрилового лака с одной стороны,даем высохнуть и покрываем другую сторону

Вдеваем ленточку и наша чудо-снежинка готова! Как красиво она будет смотреться на елочке!

Творческих успехов и удачи в Новом году! Всех благ!

Номинация «Бумажное искусство»

Бывает посуда хрустальная, бывает из глины, и пластика.
А вот из газеты посуда! Что, скажете, это - фантастика?
Нет, есть и пить, конечно, в ам из нее нельзя.
Но любоваться, точно, в ы будете ею, друзья!
Коптякова И.В.

Папье-маше по-французски значит «рваная бумага». Вся премудрость техники папье-маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги (в данном случае - газеты) в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени.

Этапы работы:

1. Подготовьте для работы небольшой столик, предварительно застелив его клеенкой или газетами. Во время работы чаще протирайте руки тряпочкой.

2. В работе можно использовать обойный клей, разводя его по технологии, или клей ПВА. Он прочно склеивает кусочки газеты и не портит цвет готового изделия.

3. Если исходная для изделия форма останется внутри, ее сразу можно смазывать клеем. Если же Вы планируете ее извлечь - смажьте, предварительно водой или вазелином. Форму, которая будет основой для будущего изделия, можно вылепить из пластилина.

ВАЖНО! Газету ни в коем случае не режьте ножницами. Ее нужно рвать руками на маленькие кусочки.

Оклеивать поверхность формы нужно слоями, каждый последующий смазывая клеем. Для прочности изделия нанесите их не менее пяти.

5. После того, как все слои будут нанесены, достаточно просохнут, его можно разрезать на две половинки, аккуратно вытащив основу. затем склеить получившиеся части с помощью все той же газеты в готовое изделие.

6. Затем изделие покрывают двумя - тремя слоями гуаши или водоэмульсионной краски. Она очень хорошо сглаживает неровности и является отличной основой для дальнейшей росписи изделия.

Последний этап - непосредственно роспись. Включайте фантазию и дерзайте! С помощью этой техники вы можете изготовить кулоны, шкатулки, украшения и многое другое. Желаю удачи!

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели

Вы не слышали о Гжели?!

(Презентация «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель»)

Ребята, так что же такое «Гжель»?

«Гжелью» сегодня называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры, даже изящные наборы шахматных фигур. Но все - это белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета - белый и синий, а какая Гжель нарядная, праздничная!

Слайд 3 - Слайд 7

А как же появилась такая посуда, откуда пришел этот народный промысел. Послушайте легенду о том, как появилась бело-голубая красота.

Давным-давно это было. В некотором царстве,

в российском государстве, недалеко от Москвы,

средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель (Слайд 8). Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины (Слайд 9). Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре (Слайд 10). И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал (Слайд 11). Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке - курочка красуется (Слайд 12). Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его (Слайд 13). Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница (Слайд 14). Стали дальше думу-думать.

Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам (Слайд 15). Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется (Слайд 16). Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым.

И цветы, и люди, и птицы, и трава (Слайд 17).

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель» (Слайд 18). На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси (Слайд 19).

Вот такая история. Но что-то мы, ребята, засиделись.

Еще одна распространенная дымковская фигурка (пожалуй, не менее распространенная, чем дымковская барышня) — это лошадка. Первым делом из выбранного для работы материала лепим туловище, затем конусы ног, а также голову с гривой и небольшой хвост.

/www.toysew.ru/wp-content/uploads/2015/04/dymka12.jpg" target="_blank">http://www.toysew.ru/wp-content/uploads/2015/04/dymka12.jpg 640w" width="640" />

Target="_blank">http://www.toysew.ru/wp-content/uploads/2015/04/dymka17.jpg 640w" width="640" />

Лепим из теста. Лошадка из соленого теста, мастер-класс которой предоставил мастер современных hande-made работ сделана в стиле дымковской игрушки. Может быть поэтому эта поделка столь красива и притягательна взгляду.

Оказывается, почувствовать себя настоящим творцом-ваятелем совсем не так уж и сложно! И не нужно ни мрамора, ни гранита, ни бронзы, ни даже глины. Ведь вылепить скульптуру можно… из теста! Конечно, это должно быть не обычное тесто, а специальное - солёное. Тогда оно не потрескается при высыхании и приобретёт достаточную прочность, сравнимую с глиняной. Блинная мука для создания пластичной массы не подойдёт, так как обязательно будет подниматься, образуя трещины и деформируя фигурку.

Как сделать лошадку из соленого теста

Чтобы сделать пластичное соленое тесто нужно взять муку, соль и воду, в весовых пропорциях 200:200:125. Но следует учесть, что соль в два раза плотнее муки, поэтому если отмерять объёмом, то пропорция будет 200:100:125.

Воду следует брать холодную и вливать её частями в смесь муки и соли. При вымешивании лучше всего воспользоваться миксером.

Затем тесто вымешивают руками так же, как это делают для выпечки.


Если решено вылепить фигурку лошадки, то сделать это можно в три приёма, начав с лепки туловища. Остальную массу лучше всего на время поместить в полиэтиленовый пакет с тем, чтобы она не покрывалась жёсткой корочкой.


Вылепив голову и шею, эту деталь скрепляют с туловищем. Можете для клейкости слегка смочить место скрепления, а сам «шов» осторожно разгладить, спрятав его.

В самом конце формируем хвост кобылы. Можете сделать его до самой земли - это увеличит опору фигурки ещё на одну точку.


Готовое изделие нужно хорошо высушить. Можно воспользоваться духовкой и «пропечь» скульптуру при 80 градусах. А можно воспользоваться «микроволновкой» - это безопаснее и быстрее. Только в микроволновой печи лучше сначала воспользоваться режимом разморозки и выдержать фигурку в течение минуты.
Затем нужно проверить, не появились ли трещины, не потеряло ли изделие форму. В случае нарушений поверхности можно «произвести маленький ремонт» тестом, опуская его предварительно в воду. Таким образом легко скрыть неровности и трещины, которые могут появиться.
Затем уже можно перейти на режим разогрева. Фигурку периодически следует вынимать и проверять на прочность. Когда она станет твёрдой и сухой, можно приступать к последнему шагу изготовления игрушки-статуэтки.


Это будет раскрашивание. Можете использовать любые краски: от акриловых и масляных до пищевых и акварельных. Некоторые могут вообще оставить фигурку чисто-белой, кто-то ограничится лишь окрашиванием гривы и хвоста. А можно немного пошутить и вспомнить знаменитые пёстрые дымковские игрушки.

Разве теперь скажешь, что лошадка слеплена из соленого теста? Скорее она прискакала из сказки или мультика…


Вот так легко стать настоящим скульптором, ваятелем, художником - одним словом, творцом.

Поэтому скорее берите муку и соль и - за дело, господа! Создавайте свои шедевры!