Как сделать тиснение фольгой в домашних условиях. Мастер класс чеканки из фольги своими руками: простейший способ имитации чеканки для детского творчества Рисунки для тиснения по фольге для начинающих

Когда-то давно в школе на уроках труда мы делали поделки в технике тиснение на фольге. Захотелось вспомнить эту технику. Может кому то пригодится.

Материалы: золотая или серебряная фольга, инструмент для тиснения т.е. спица, резиновая печатная форма для основы, краски белого и золотого цветов, калька, карандаш, кисточка, клейкая лента, ножницы или канцелярский нож. Это делается так:

1. Наложите кальку на образец с рисунком и очертите карандашом его контуры. Прикрепите листочек с переведенным рисунком клейкой лентой на фольгу. Положите фольгу на мягкую основу, например на резиновую печатную форму и проводите по контуру тонким инструментом для тиснения, слегка надавливая.

2. Точно также обведите весь рисунок. Для этого понадобится специальный инструмент для тиснения или спица.

3. Вырежьте рисунок по контуру. Вы можете оставить лист блестящим или придать ему античный вид. Для этого покройте белой краской лицевую и оборотную стороны листа.

4. Возьмите кисточку с мягкой щетинкой и, обмокнув в краску, проводить лёгкими движениями по рисунку. Дайте краске хорошо высохнуть.

Инструментом для тиснения легче пользоваться, если капнуть на него масла, а затем протереть бумажной салфеткой.

Одна из прошлых работ.

На мой взгляд - тиснение на фольге, очень интересная техника.

>> Тиснение по фольге

Художественная обработка металлов

25. Тиснение по фольге

Ручное тиснение по фольге - это получение рельефного изображения на фольге (рис. 82) путем продавливания отдельных участков ее поверхности с помощью простых инструментов - давилок.

Для выполнения тиснения по фольге прежде всего изготавливают рабочую доску. Размеры доски зависят от размеров художественных изделий, которые вы будете изготавливать. На одну сторону доски наклеивают кожу или сукно, а другую тщательно полируют шлифовальной шкуркой.

Инструменты для тиснения по фольге делают следующим образом. Для проведения контурных линий используют шило, кончик которого закругляют и полируют (рис. 83, а). Хорошо отполированная рабочая часть шила должна оставлять на фольге гладкую канавку без царапин. Для проведения штриховых линий можно использовать шариковую авторучку без пасты.

Давилки разных размеров для выдавливания крупных участков рельефа изготавливают из твердой древесины дуба, бука, яблони, клена (рис. 83, б). Деревянные давилки шлифуют и полируют, а рабочие части их натирают парафином или воском, чтобы они хорошо скользили по фольге. Хорошие давилки получаются, если к металлическим стержням приварить шарики от подшипников качения (рис. 83, в).

Рис. 83. Инструменты для тиснения по фольге: а - для проведения контурных и штриховых линий; б - деревянные давилки для выдавливания крупных участков рельефа; в - металлические давилки; г - штампики; д - накатки

Повторяющийся рельефный орнамент в виде крестика, звездочки, кружочка можно получить с помощью штампи- ков. Для изготовления штампика на торце деревянного или металлического стержня рисуют нужную фигуру, а затем опиливают ее по контуру напильником и надфилями (рис. 83, г).

Для выдавливания сплошных или пунктирных линий используют накатки (рис. 83, д), состоящие из ручки, стержня и колесика (гладкого или зубчатого) на оси.

Ручное тиснение выполняют на мягкой фольге из любого металла . Часто для этой цели используют алюминиевую фольгу из-под тюбиков от зубной пасты. Использованные тюбики разрезают ножницами и промывают водой. Сухую фольгу укладывают на гладкую сторону рабочей доски и разглаживают (например, стеклянным пузырьком). Эмалевую краску и надписи осторожно счищают шлифовальной шкуркой. Лицевой стороной будущего изделия служит внутренняя поверхность тюбика.

Рисунок рельефа продумывают заранее и изображают на бумаге. Затем рисунок накладывают на фольгу, а фольгу кладут на сукно рабочей доски.

Обведенные шариковой ручкой контуры рисунка хорошо отпечатываются на фольге.

После этого приступают к тиснению. Вначале обрабатывают крупные элементы рисунка, а затем переходят к более мелким. Для получения выпуклых элементов берут подходящую по размерам давилку и проводят ею по фольге, постепенно увеличивая нажим. Обычно не стремятся получить очень высокий рельеф , так как фольга может прорваться. Чтобы выпуклые участки получались с лицевой стороны, выдавливание производят с изнанки, а углубленные участки получают обработкой фольги с лицевой стороны.

Работу заканчивают отделкой фона, часто покрывая его множеством углублений в виде точек (см. рис. 82).

Чтобы готовый рельеф случайно не повредить, его укрепляют. Для этого разводят в воде казеиновый клей, насыпают в раствор мел, доводя смесь до густоты сметаны, и добавляют в нее немного олифы или масляной краски. Для приготовления смеси другого состава берут две части парафина и одну часть канифоли и расплавляют их в металлической посуде. Полученной той или другой смесью заливают рельеф с обратной стороны. При застывании смеси рельеф укрепится.

Практическая работа

Художественное тиснение по фольге

1. Изготовьте рабочую доску для тиснения по фольге и необходимые инструменты .
2. Разработайте и выполните на бумаге рисунок будущего изделия. Продумайте заранее, какой характер рельефа будет иметь каждый участок рисунка.
3. Подготовьте фольгу для тиснения (вымойте, зачистите, распрямите).
4. Выполните тиснение по фольге.

О Ручное тиснение, давилка, рабочая доска, рельеф.

1.Что такое рельефное тиснение по фольге?

2. Какие инструменты применяют для выполнения рельефа на фольге?

3. Для какой цели на одну из сторон рабочей доски наклеивают сукно?

4. Как переводят изображение с рисунка на фольгу?

6. Каким образом можно укрепить готовое рельефное изделие ?

Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Технология . Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Графф, 2003. - 192 е.: ил.

Технология для 7 класса, учебники и книги по технологии скачать , библиотека онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Чеканка по металлу — один из древнейших видов искусства. Древние мастера Индии, Китая, Египта и Крита задолго до нашей эры создавали чеканные шедевры: утварь, оружие, украшения. Чеканные изображения ценились намного выше, чем сосуд или украшение, на которое были нанесены. Мастера-чеканщики должны были долго осваивать свое тончайшее искусство, и часто не без оснований считали себя посвященными в высшее таинство.


Наиболее широко применяемым материалом для домашней утвари были медь и бронза по причине их широкой распространенности. Для чеканных украшений и предметов культа также использовали серебро и золото. Металлические монеты также изготовлялись методом чеканки. Интерес к чеканке не ослабевал и в средние века, и в эпоху возрождения. В Азии и в Европе, Африке и Америке местные мастера создавали шедевры — от кубков работы Бенвенуто Челлини до серебряных черненых окладов русских икон.

Чеканка

В настоящее время чеканка, или получение объемных изображений на тонком листе металла распространена в художественных мастерских. Как и в прошлом, освоение тонкостей мастерства требует много времени и специального инструмента.

Чтобы понять, лежит ли душа к этому виду творчества, необязательно тратить годы на обучение и совершенствование навыков работы с металлом и профессиональными инструментами. Можно попробовать себя в технике чеканки и тиснения, используя лист пищевой фольги и несложный набор инструментов — канцелярских принадлежностей. А после освоения техники тиснения по фольге, возможно, появится желание овладеть и секретами древних мастеров чеканки.

Метод чеканки по фольге технологически близок к классической чеканке по листовому металлу, но отличается от него:

  • малыми усилиями, необходимыми для объемной формовки;
  • дешевизной материалов и инструмента;
  • невысокой прочностью получившегося изделия.

Фольга для чеканки размещается на мягком основании, дающем возможность листу деформироваться под давлением деревянного или пластмассового стержня, образуя небольшие круглые впадинки или продолговатые углубления. При рассматривании эти впадинки визуально формируют единое изображение.

Для тиснения и чеканки применяют как листовую или рулонную пищевую фольгу, так и более плотную промышленную. Ее труднее обрабатывать, но зато и долговечность изделий возрастает многократно. Их можно не только вешать на стену в рамочке, но и использовать в качестве накладок — украшений для бытовых или художественных изделий.

Метод чеканки по фольге получил широкое распространение, как в детских кружках художественного творчества, так и среди взрослых любителей.

Необходимые инструменты

Для изготовления вашей первой чеканки по фольге потребуется следующее:

  • плотная фольга для тиснения и чеканки;
  • ножницы;
  • лист плотного картона для подложки;
  • палочка с закругленным концом (палочка для суши, либо тупой карандаш, либо закругленный конец рукояти кисточки);
  • мягкая подложка (тонкий фетр, журнал и т.п.).

Для детских поделок лучше выбрать пищевую фольгу в рулонах или листах. Такие поделки будут обладать низкой прочностью и нуждаться в дополнительной защите. Для подростков и взрослых, уверенно обращающихся с острыми предметами, можно взять банку из-под лимонада или пива.

К набору инструмента можно добавить клеевой пистолет с запасом клея.

Собираем многослойный «бутерброд»: плотная подложка, мягкая подложка, фольга для тиснения и чеканки, шаблон рисунка. Кусок фольги для тиснения чеканки следует отрезать раза в два больше, чем площадь рисунка, чтобы можно было подвернуть края за подложку.

Тонкую пищевую фольгу можно несколько раз скомкать и расправить, чтобы она приобрела фактуру мельчайших складочек. Микрорельеф заметно оживит рисунок и даст запас фольги для оформления выступов. Требуется большая осторожность и терпение для того, чтобы не порвать фольгу.

Сначала обводим контуры рисунка, держа палочку под углом к поверхности, с таким же примерно наклоном, как и ручку при письме. Вести палочку нужно медленно и равномерно надавливая, без лишних усилий и рывков. Если фольга порвется, лист придется заменить и начинать все заново. После наведения контура можно приступать к заполнению фона. Здесь палочку следует держать вертикально или близко к вертикали. Существует несколько техник заполнения:

  • Точечкой.
  • Черточками.
  • Волнами.
  • Кружочками.

Выразительности рисунку добавит тщательная прорисовка линий деталей и заполнение части из них фоновым узором. Разные детали рисунка можно заполнять тиснением разной формы.

Следующий этап чеканки или тиснения по плотной фольге — раскраска. Есть несколько техник, доступных любителям. Самая простая – это выполнение тиснения закругленным кончиком мягкого карандаша. Графит будет заполнять углубления и давать визуальный эффект, похожий на чернение серебряных изделий. Другая техника-покрытие одних частей рисунка краской-серебрянкой из алюминиевой пудры, а других — бронзовой краской. Консистенция краски должна быть сколь возможно густая. Это ускорит высыхание и создаст дополнительный визуальный эффект.

И, наконец, завершающий этап — свободные концы фольги, выкроенной с запасом, заворачиваются за плотную подложку и приклеиваются к ней. Поверх наклеивается еще один лист плотного картона, чтобы скрыть концы листа фольги.

Существует вариант технологии, при котором контур рисунка переносится с шаблона на плотную подложку и обводится «колбаской» клея из клеевого пистолета. После сверху накладывается фольга. Такой способ позволяет сделать линии рисунка не впадинами, а выпуклостями. Кроме линии рисунка, из клея можно сформировать фоновые зоны выпуклости. Этот художественный прием добавит вашему изделию дополнительную рельефность и выразительность.

Фольга для тиснения и чеканки обходится недорого, но позволяет как развить способности ребенка, так и реализовать тягу к творчеству у взрослых.

Тиснение фольгой - это отличный способ украсить сувениры или любую полиграфическую продукцию: блокноты, визитки, папки, кожаные изделия и так далее. Часто это делают в типографиях или специальных салонах, однако тиснение фольгой своими руками сделать еще лучше.

Для этого существует несколько технологий:

  1. Тиснение фольгой с использованием ламинатора;
  2. Горячее тиснение с помощью утюга;
  3. Холодное тиснение;
  4. Конгревное тиснение.

Тиснение можно производить по различным поверхностям: по ткани, по бумаге, по картону, на коже и так далее. С помощью фольги можно создать оригинальные открытки и украшения для скрапбукинга.

Использование ламинатора

Для первого способа тиснения будут необходимы такие материалы: лазерный принтер, ламинатор, обычная бумага и тонерочувствительная фольга. Этот способ подходит для тиснения на бумаге или на картоне.

Первым делом нужно выбрать рисунок. Выбирать лучше всего черно-белую картинку или надпись. С помощью принтера печатаем выбранный эскиз на принтере, затем прикладываем фольгу так, чтобы она полностью покрывала весь рисунок. Сверху кладем еще один лист бумаги.



Таким образом, получается «сэндвич»: бумага, фольга, бумага. Этот «сэндвич» нужно прогнать через ламинатор.

После этого нужно аккуратно снять фольгу. Обычно фольга снимается быстро и без проблем, остается она лишь в тех местах, где находятся линии рисунка или текста. В случае, если фольга не отпечаталась, накройте текст еще раз чистым листом бумаги и прогоните через ламинатор снова.

Горячий способ

Для горячего тиснения понадобится утюг, цветная фольга, лист с рисунком или текстом.

Процесс тот же самый: распечатываем лист с нужным рисунком, сверху кладем фольгу. Однако здесь начинаются изменения: фольгу кладем вниз бесцветной стороной. Кладем конструкцию на твердую поверхность и аккуратно кончиком утюга начинаем разглаживать фольгу. Температура регулируется вами в зависимости от прилипания фольги.

Гладим в течение 3-4 минут, а затем ждем, пока фольга окончательно остынет, лишь после этого снимаем ее с рисунка. И у нас должны получиться вот такие цветные узоры, как на фото:

Также горячее тиснение можно производить с помощью штампов. Штамп нужно нагреть на открытом огне и прижать им фольгу к листу бумаги или другому материалу, на который вы хотите нанести тиснение. После этого останется лишь снять излишки фольги с изделия.

Пробуем техники

Холодное тиснение подходит для материалов, не предназначенных для нагревания, а это более широкий спектр материалов. Фольга для такого тиснения нужна специально предназначенная для него. Найти ее нетрудно в специальных магазинах для хобби и рукоделия.

Конгревный способ. Также его называют многоуровневым. С помощью этого тиснения можно получить рельефный рисунок. Бумагу или другой материал нужно поместить на нагретую матрицу с фольгой и накрыть холодной контрматрицей. После этого нужно ударить по конструкции молотком, спрессовав материал.

Таким образом, в результате детали изображения не просто обретают цвета, но и оказываются в разных плоскостях, образуя рельеф.

Тиснение на книгах. Здесь вам потребуются такие инструменты, как клише или штамп, пресс для тиснения и фольга.

Фольга кладется на обложку книги, сверху ставится штамп, и все это плотно прижимается прессом. Если нет специального пресса для тиснения, можно использовать подручные тяжелые материалы.

Видео по теме статьи

Как можно увидеть, процесс тиснения фольгой достаточно прост, поэтому справиться с ним не составит для вас никакого труда. Если вы еще сомневаетесь, посмотрите видео-уроки по этой теме, они помогут вам вдохновиться.

Материал разработали:
педагог дополнительного образования
ЦДТ «Царицыно»
Ганжинова Анна Михайловна
Методист ЦДТ «Царицыно»
Некрасова Елена Николаевна

Изготовление панно с созданием эффекта чеканки из фольги

Одним из изысканных видов обработки металлов является художественная чеканка. Техника
чеканки очень древняя, развивающаяся на протяжении многих веков. Она была известна в Древнем
Египте, в Древней Греции и Риме. С давних времен применялась чеканка в искусстве Ирана, Китая,
Индии и Японии. Значительное развитие чеканка получила в эпоху Возрождения в странах Западной
Европы. Высокого совершенства она достигла в домонгольской Руси и вновь расцвела в
древнерусском искусстве ХV-ХVII вв.

Этот вид искусства подразумевает получение рельефных изображений на металле: выполняется
ударами особым молотком по специальным инструментам - чеканам. Работы ведутся по поверхности
листа, положенного на эластичную подложку из особой смолы, в основном по лицевой стороне. При
изготовлении сосудов ее заливают внутрь.
Чеканка широко распространена при изготовлении различных декоративных художественных
изделий из меди, алюминия, латуни и других материалов (о технике чеканки см. приложение №2).
Тиснение по фольге представляет собой предельно упрощенный вариант чеканки по металлу, не
требующий использования специальных инструментов и оборудования, доступен детям.
Фольга – это тонкий листовой металл толщиной до 0,2 мм. Фольга появилась в XIX в., когда
металл стали раскатывать на блюминге. Раньше металл плющили до тонкости фольги молотком,
поэтому она была очень дорогой и применялась редко, например, на окладах к иконам.

Очень похожа на чеканку металлопластика, только ее выполняют специальным инструментом
- давильником.
Для работы с очень тонкой фольгой в качестве давильника можно использовать простую
шариковую ручку или обыкновенный грифельный карандаш.
Нас интересует создание эффекта чеканки из фольги, так как это панно делали дети-
дошкольники. Работа с фольгой позволяет узнать свойства металла и в то же время увидеть
возможности рельефа. Ребятам понравилось, что с фольгой просто работать, налицо результат, они
видят, что своими руками можно создавать красивые вещи, украшающие дом. Рельефы из фольги
могут также служить украшением альбомов, шкатулок, оригинальных поздравительных открыток.
Особенности материала
 При изготовлении любой модели нужно помнить, что рельеф должен быть не высоким и не
должен иметь острых частей, иначе фольга может лопнуть. Для получения хорошего отпечатка
целесообразно распределить насыщенность изображения элементами равномерно по всей
поверхности модели.
 Также необходимо учитывать появления световых бликов, в связи со значительной
светоотражающей способностью фольги. Блики могут либо помочь выявлению объема, либо
привести к разрушению зрительного восприятия объекта в целом. Чтобы избежать
нежелательного светового эффекта, нужно стремиться все поверхности выполнять в виде
плоскостей и поменьше допускать сферических форм и «пузырей». Тогда световые пятна будут
возникать не случайно на местах вздутий, а распределятся по границам переходов одной
плоскости в другую, способствуя лучшему контрасту и выявлению объема.
Материалы и оборудование:
 Карандаш.
 Бумага для эскизов.
 Копировальная бумага.
 Фольга в рулоне.
 Ручка (для тиснения рисунка).
 Картон для основы.
 Клей ПВА.
 Нитки для вязания и шнуры.
 Картон для плоских деталей.
 Краски акриловые.
 Клеевой пистолет (для педагога).
Этапы выполнения панно:

  • Выполнить эскиз рисунка на бумаге или непосредственно на плотной основе. Можно взять готовый рисунок и скопировать его. Достаточно нанести основные контуры.
  • Нанести по контурам рисунка клей ПВА.
  • Приклеить детали последовательно. Если есть большие плоские детали, то вначале приклеить их, а затем приклеить нитки на контуры рисунка (или шнуры).
  • Дать время для того, чтобы детали хорошо приклеились к основе и высохли.
  • Смазать работу тонким слоем клея ПВА.
  • Покрыть всю работу фольгой, тщательно прижимая к деталям. Размер фольги должен быть больше размера основы.
  • Загнуть фольгу по краям - аккуратно и плотно.
  • Края подклеить .
  • Доработать тупым концом ручки желаемые детали рисунка .
  • Нанести краску на всю работу .
  • Снять слой краски с наиболее выпуклых частей рисунка. Лучше протирать нежными прикосновениями с помощью тампона или губки.
  • По желанию можно нанести на отдельные участки рисунка краски других оттенков .
  • Приклеить с помощью горячего пистолета верѐвочку для подвешивания панно на стену.

Полная версия документа: