Казачьи поделки из соленого теста. Декоративная тарелка из соленого теста, мастер-класс

Мастер-класс по рукоделию: «Подкова на счастье» (тестопластика)

Мастер - класс рассчитан на дошкольников 6 - 7 лет, их родителей и педагогов.

Назначение: для подарка, для оформления интерьера.

Задачи : развивать воображение, фантазию ребёнка, мелкую моторику, аккуратность, эстетический вкус.

«Подкова приносит удачу даже тем, кто не верит в приметы» (Эдисон).

Подкова - очень древний символ, обладающий одновременно и защитными силами, и являющийся символом плодородия и благоденствия.

Куда лучше поместить подкову?

Это зависит от того, какое счастье вы хотите для своего дома, для родных и близких людей.

Есть несколько способов использования подковы.

Если прибить подкову над дверью «рожками» вверх, то это привлечет ваш дом достаток, мир и благополучие.

Если положить подкову на подоконник (концами в дом) в полнолуние, то вам светит выиграть в лотерею, получить премию или значительную прибавку к зарплате. Короче говоря, это притягивает в дом деньги.

Если в доме плохо растут цветы, то подкова, положенная рядом, «решит» и эту задачу. Бурный рост цветам обеспечен.

В общем, ищите подходящее место для подковы и делайте ее вместе со мной!

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по тестопластике «Подкова на счастье».

Нам понадобятся:

Рецепт теста:

1 часть муки,1 часть соли (соль обязательно мелкая), клей ПВА - 1-1,5 столовые ложки, вода.

Замешиваем крутое тесто, так чтобы не липло к рукам, но сохраняло пластичность (не трескалось).

2) Материал для изготовления подковы:

Шаблон подковы из картона, дощечка для раскатывания теста, скалка, стека, нож, стакан с водой, кисточка мягкая.

3) Для оформления:

Краски гуашевые и акварельные, кисточки - тонкая, средняя, плоская с жестким ворсом, стаканчик с водой, блестки, акриловый лак и широкая мягкая кисть.

Ход работы:

1. Раскатываем тесто толщиной 0,7 см.

2. Накладываем шаблон и по нему вырезаем ножом подкову (оставшееся тесто убираем в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высохло).

3. Аккуратно, не переувлажняя, с помощью кисти с водой и пальцев сглаживаем шероховатые края изделия.

4. Обратным концом кисточки делаем на концах подковы дырочки (достаточно далеко от краев - изделие тяжелое).

5. Декорируем нашу подкову листиками, яблоками, виноградом. Для этого берем тесто из пакета понемногу (чтобы оно не сохло).

6. Листики формируем из кусочков теста каплевидной формы, увлажняя кисточкой, смоченной в воде места приклеивания. Жилки обозначаем с помощью стеки.

7. Виноградную гроздь формируем с помощью шариков из теста.

8. Листочки для виноградной грозди вырезаем ножом отдельно, а затем приклеиваем их на изделие и обозначаем жилочки стекой.

9. Яблочки и груши декорируем с помощью палочек гвоздики, предварительно удалив из них сердцевинку.

10. Отправляем изделие на просушку (можно поставить под батарею, т.к. в духовке изделие часто растрескивается). Подкову можно оформить и так:

Через пару дней аккуратно поддев ножом (как бы подрезая), перевернуть и высушить с другой стороны. Подкова толстая и сушится под батареей дней 5.

11. Высохшее изделие раскрашиваем.

12. Покрываем акриловым лаком - аккуратно, мягкой широкой кистью, чтобы не размазать краску.

13. На еще не высохший лак можно нанести блестки, осторожно стряхивая их с кисточки в нужное место.

14. Когда изделие высохнет (примерно через сутки) продеваем в дырочки крепкую толстую нить или нарядный шнурок, закрепляем.

Наша подкова готова!

Видеоконтент под названием "" был размещён автором "Alena Handmade Kameneva" 4 год. тому назад, его посмотрели уже 2, 380 раз. Видео понравилось 60 и не понравилось 1 пользователям.

Описание:

В этом видео я покажу вам фото-процесс создания рыбки из солёного теста.
Рецепт теста: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды, можно добавить 1/2 крахмала, 3 ст. л. растительного масла.
Рецепты теста:

Рецепт 1.
Для простых фигурок:
200 г муки, 200 г соли 125 мл воды.

Рецепт 2.
Нежное соленое тесто для филигранной обработки (небольшие детали и изделия до 300-400 г):
200 г муки, 200 г соли, 100 г картофельного крахмала, 150 мл воды.

Рецепт 3.
Твердое соленое тесто для грубых фигурок:
200 г муки, 400 г соли, 125 мл воды

Рецепт 4.
Классический рецепт:
1) 150 гр воды + 1 ст.л. обойного простого клея смешать, дать клею хорошенько раствориться;
2) 200 гр муки + 200 гр тонкой соли + 2 ст.л.(с верхом) картофельного крахмала смешать отдельно;
3) все соединить + 2 ст.л. раст. масла.

Copyright © Alena Handmade, 2015
All Rights Reserved Источник видео youtube.com/watch?v=gBDo7juj3Rs

Данный видеоматериал про лепку можно посмотреть онлайн, а также скачать абсолютно бесплатно и без регистрации в почти любом видео формате: mp4, x-flv, 3gpp и так далее. Нужно только нажать на кнопочку "Скачать" вверху сайта и передвинуть ползунок вправо. Кроме того, вы можете посмотреть и другие познавательные видео про лепку из пластилина, соленого теста, глины и так далее от автора Alena Handmade Kameneva, которые также размещёны на нашем сайте, а также другие аналогичные образовательные видеоролики о лепке, поделках, материалах, искусстве и тому подобное. Если вам нужна мобильная версия данного видеоролика, то наш сайт имеет современный адаптивный дизайн и подходит для любых мобильных устройств: планшетов, смартфонов, телефонов и так далее.

Казачий компонент в прикладном творчестве

(лепка из солёного теста).

Школьный возраст является благоприятным периодом для приобщения ребенка к миру декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народного творчества способствует воспитанию у школьников патриотических и интернациональных чувств, формирует художественный вкус, эстетическое восприятие, способность видеть и чувствовать гармонию, жить и созидать по законам красоты.

В настоящее время в художественно-эстетическом воспитании школьников Волгоградской области большое значение придается ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством донских казаков. Знакомиться с разнообразием предметного и природного окружения малой Родины, с особенностями костюма, архитектуры, казачьего быта, с донскими художественными промыслами школьники могут в ходе специально организованных кружковых занятий.

Тестопластика – это лепка из соленого теста, материала, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранять полученный результат. Именно данная техника может стать системообразующим видом изобразительной деятельности в отражении мотивов традиционных ремесел донских казаков.

1. Казачий костюм.

Национальный костюм донских казаков уникален, не похож на костюм великороссов. Донцы всегда выделялись своим внешним видом, своеобразный облик донской казачьей одежды складывался веками, и казаки ревностно относились к своей самостоятельности. На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленные с азиатской роскошью серебром и золотом.

Посмотрите на старинную одежду донских казаков.

У казаков длинный слегка приталенный мундир темно-синего цвета имел разрез для облегчения посадки в седло и застегивался на крючки левой полой наверх. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. Головными уборами служили папахи и фуражки.

Старинный наряд низовых казачек сочетал в себе элементы русского, турецкого и татарского костюма. Сходство с турецким костюмом ему придавало наличие штанов из атласа, а также длинную рубаху, верхняя часть которой изготавливалась из шелка, рукава и оплечья - из парчи, а подол - из полотна. Обувью служили мягкие сафьяновые сапожки.

Затем казачки носили кофточки с баской (оборкой по нижнему краю). Они имели воротник стойку, длинные рукава и застежку на мелкие пуговицы, располагавшуюся спереди. Такие кофточки называли – кираса. Для придания пышности костюму носили нижние юбки, иногда их насчитывалось четыре, пять. Женским головным убором в этот период считался колпак - тканый мешочек, заканчивающийся небольшим махром. Колпак начинали носить женщины после обряда бракосочетания. С повседневными и праздничными костюмами надевали фартуки – «завески, занавески». Обувь - высокие ботинки со шнуровкой, плотно облегающие ногу, на невысоком изогнутом каблуке или самодельные чирики - туфли на жесткой подошве с широким каблуком и тупым носком.

С нарядной одеждой носили обувь европейского типа - кожаные ботинки на шнурках (гусарики) и пуговках (гетры – высокие ботинки с застежкой на боку) и полуботинки на низком каблуке с узкими носами – баретки. Гусарики - праздничные кожаные цветные сапожки на каблуке со шнуровкой впереди, в конце XIX века их носили девушки и женщины из зажиточных семей. Пожилые женщины ходили в ботинках с провками, в которых только задник, бока и носок отделаны кожей; носили их с галошами. А суровой зимой носили валенки мужчины и женщины только из зажиточных семей. Валенки с короткими голенищами называли валёнки, их надевали по дому, а с длинными - в дорогу.

Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку . Это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос с концами, которые завязывались сзади бантом, очень украшала женщину, файшонка была очень популярной.

Наколка -головной убор замужних молодых женщин, представлявший собой шапочку овальной формы из шелка на твердом каркасе из картона или проклеенного холста с ситцевой подкладкой. Шелк шапочки обычно закладывался в складочки. Наколки украшались ленточками, бантиками, кружевом.



Работы детей, выполненные из солёного теста.

2. Казачий быт.

Жилище казаков называлось - Казачий курень.

Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галерее. Вначале он предназначался от набегов врагов.

В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано. Здесь все традиционно. Каждый предмет имел свое строго обусловленное место. В переднем, красном углу находились иконы, среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками. У глухой стены размещали кровать, у казаков она считалась не только бытовой принадлежностью, но и своеобразным мерилом благополучия в семье. Напротив горницы комнатка-кладовая, где стоят два сундука: походный войсковой и кованый, в котором хранилось приданое невесты. Готовили пищу, ели и пили казаки в кухне-хате (стряпке). Здесь на полках расставлена разнообразная посуда утварь.

Во внутреннем убранстве дома казаки многое восприняли от горцев, татар и других народов. Стены «горницы» (или зала) украшали ковры. На них разве­шивали оружие и конскую сбрую. На свободных участках помещали семейные портреты и картины.В повседневности пользовались глиняной («махотками», «макитрами», кувшинами, чашками (мисками)) и металлической посудой (ножи, ложки, щипцы), кофейниками, самоварами. В любом доме была хотя бы одна редкая вещица, привезенная казаком издалека (медные и серебряные сосуды, блюда, художественное стекло и пр.).

Во 2-й половине XIX в. казаки гораздо большее внимание уделяют устроенности быта. Обновляются привычные и появляются неизвестные ранее предметы и механизмы. Развивается специализация в различных видах хозяйственной деятельности.На смену привозной мебели, утвари и одежде приходят вещи местного изготовления на заказ, с учетом вкуса потребителя. Появляются вместо лавок стулья, разнообразные шкафы, сундуки, комоды, угловые столики и многое другое.


Усадьбы казаков – дворы с амбарами и сараями, скотные дворы-базы содержались в чистоте и порядке. Для каждой службы отдельное строение. То есть отдельно конюшня – самое дорогое строение в усадьбе (иной раз дороже куреня), как правило, каменное, кирпичное, саманное или деревянное; отдельно – коровник, курятник, свинарник, сараи, амбары.

Особо нужно сказать о летних кухнях (летницы). Летницы – чисто казачья постройка, и, надо сказать, разумная. В летнице с весны до глубокой осени готовилась еда, и здесь же семья часто и кушала, что освобождало дом от кухонной толчеи и утвари.

Часто рядом с летней кухней можно увидеть небольшую примитивную печку-горнушку (горн) из кирпича под небольшим навесом. Для удобства около печи ставили стол и лавки, за которыми летом обедала семья.

Не менее важной застройкой являлся колодец "журавль" – название напрямую связано с птицей журавль, т.к. внешний вид колодца напоминает эту птицу, стоящую на одной ноге и пьющую воду.

Все подворья казаков огорожены заборами, которые называются "Плетни" – от слова плести. Очень часто казаки сами плели эти заборы, дабы избежать шкоды животных. Их плели из лозы, которую заготавливали ранней весной. Заборы могли быть каменными – из ракушечника, песчаника.

3. Казачьи военные традиции.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины.


- Рождение мальчика считалось большим счастьем, сразу же для него приобретали коня. Обучали мальчиков военному делу с ранних лет. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла, то примечали: «Сразу видно, что он будет наездник хороший, сразу видно, что он будет настоящий солдат! ».

Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трёх лет. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Лет с тринадцати мальчики участвовали в скачках. Проводились они каждый год после сбора урожая.


- Значительную роль в освоении и передаче воинских навыков играли станичные «домашние» игры. На них умения, опыт владения холодным и огнестрельным оружием, конем передавались от старшего поколения молодежи. Даже танцы казаков несли не только праздничную нагрузку, они готовили тело к жестокому бою, предъявляли высокие требования к физической подготовке. Кроме того, важное значение имели праздничные шермиции (национальные казачьи игры), когда освоенные воинские навыки и умения показывались казаками на станичных гуляниях и игрищах в составе команд. В шермиции входили: «рубка мишеней в пешем строю», «фехтование на шашках», «фехтование на пиках», «борьба на ломка», «кулачный бой» и пр. В них участвовали представители всех возрастов, судьями выступали опытные старики. Победители получали ценные призы.

«Рубка мишеней в пешем строю»

Соревнование представляет собой прохождение полосы с разными мишенями в пешем строю с целью поражения их шашкой и получением определённого количества баллов за фиксированный промежуток времени.

«Фехтование на шашках»

Исторически сложившаяся у донского казачества форма проведения состязаний с использованием шашки. Характеризуется задачей нанесения сопернику оцениваемых рубящих ударов шашкой

«Фехтование на пиках»

Основная задача - нанесение сопернику оцениваемых колющих ударов пикой (дротиком) (длинно-древковым оружием с мягким наконечником).

«Борьба на ломка»

Соревнование проводится в виде борцовского поединка, целью которого является с помощью борцовских действий из предварительного поясного захвата, заставить противника коснуться телом ковра. Борьба «на ломка», «под пряжки» была популярна на Дону и имела древние кочевнические корни. Потому её можно считать одной из разновидностей поясной борьбы. Цель такой борьбы заключалась в том, кто кого кинет. Подобный вид народной борьбы просуществовал на Дону вплоть до середины ХХ века.

«Кулачный бой (кулáчки)»

Соревнование проводится в виде кулачного поединка, целью бойца в поединке является с помощью ударов подавить сопротивление противника. Традиционно такие бои в начале ХХ века назывались «на любителя», «на круга». Их вели предводители ватаг перед коллективным кулачным боем. Они велись до первой крови, до момента демонстрации полного физического и психологического превосходства одной из сторон. Удары были самые обычные и классифицировались по месту приложения «под вздых», «по сопатке», «в ухо», «подтереть сопли», «в лоб», «в скворечник», «по микиткам», «лязгнуть по зубам», «взять на локоток» и проч.. Защиты представляли собой подставки, сбивы, уклонения от ударов противника. Важным показателем являлось умение держать удар, что характеризовалось принятием ударов на корпус, плечи, голову. При нанесении ударов использовались прыжки, проходы, перехваты и захваты рук и одежды противника. В современной разновидности кулачного боя остались критерии оценки победы, основные удары и защиты, при этом для предотвращения травм бой ведётся в защитном снаряжении, перчатках, при запрещённых зонах поражения, запрещённых захватах и ударов ногами.

«Джигитовка и скачки»

Традиционные шермиции не обходились без конных состязаний, без стрельбы с коня, без скачки «на мишень», без фланкировки шашкой и пикой верхом, что для современных казаков, живущих в городских и полу городских условиях, или даже в условиях сельской местности, где не у всякого есть конь, остается недостижимой роскошью.

Воинские умения и традиции казачества были неотделимы от быта народа. В неё входили такие элементы, как коллективная облавная охота, индивидуальная охота, которая могла сопровождаться засадами, стрельбой на скорость или меткость. А также установка ловушек для дикого зверя, охота в плавнях, ловля рыбы на реке и море, пастьба животных, объезд лошадей и пр. У казака с самого детства вырабатывались навыки умелого воина, который был способен действовать на море и реке, в лесу и степной местности.

Часть воинских навыков передавалась по «завещанию». Часто от деда к внуку. Многое дети и молодёжь также получали через повседневную семейную культуру – песни, бывальщины и пр. Это роднит воинскую культуру казачества с восточными боевыми искусствами, где многие школы были «семейного» (кланового) типа и все секреты передавались только родным по крови.

Список использованной литературы:

1. Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-ХХ веков. Батайск, 2002.

2. Губарев Г. В. «Казачий словарь-справочник». Т.3. Сан. Ансельмо,1970.

3. Королев В. Н. Казаки донские // Энциклопедия культур народов Юга России: В 9 т. Т.1. Народы Юга России. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2005. С. 114-118.

4. Проценко, Б. Н. Инициальные обряды как элемент духовной культуры донских казаков // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1996. № 1

5. Яровой А. В. Шермиции. История, методика обучения и правила соревнований. Ростов-на-Дону. Изд-во НМЦ «Логос».2011. - 128 с.

6. Интернет - источники.

Номинация «Чудеса природы»

Сделаем сувениры своими руками! Изготовление оберега «Казачий курень», «Мельница».

Данная работа посвящена созданию поделки для оформления школьного интерьера (кабинета кубановедения, школьного народного музея), а также может служить украшением домашнего интерьера, в качестве оберега. Изготовление оберегов не только увлекательная работа для совместного творчества с детьми, но и станет хорошим украшением вашего дома вашему вниманию представлены две работы: казачий курень - символ домашнего благополучия и мельница- символ достатка и изобилия.

Материалы и оборудование:

  1. Лоза для плетения куреня.
  2. Щетка из рогоза для изготовления крыши.
  3. Семена подсолнечника, фасоли, пшеницы, кукурузы.
  4. Засушенный чеснок, перец, стручки гороха-нут.
  5. Соленое тесто для изготовления фигурок декора.
  6. Ткань для одежды.
  7. Кусоки меха. Нитки для шитья.
  8. Мешковина.
  9. Деревянный брусок 1/ 3/ 2 для мельницы, деревянная треугольная призма для крыши.
  10. Плотный картон 15 /10 для подставки.
  11. Клей «Момент Кристал», клей «Дракон».
  12. Деревянный веер (4 пластины).
  13. Палочки от мороженного (забор).
  14. Колосья пшеницы.

Описание работы

Изба-курень выполнена из лозы, крыша изготовлена из кисти для побелки. Крыша украшена различными природными материалами, которые являются символами благополучия, плодородия, здоровья.

Мельница изготовлена из бросового материала-картонная коробка, деревянный брусок, обклеиваются мешковиной. Ажурные крылья мельницы выполнены из 4-х элементов деревянного веера.

Также элементом декора данных поделок являютя фигурки из соленого теста - это птичка, которая сидит в гнезде (на яйцах) на крыше (символ продолжения рода), связка баранок, каравай, мешки с зерном, семечками (урожай, плодородие), подсолнух (символ Кубани), перец (защита от злых духов).

Возле куреня размещаются фигурки - куклы: казак и казачка. Изготовление кукол занимает особое место среди других видов декоративно-прикладных ремёсел. Подлинное произведение искусства можно создать только по-настоящему любя свою работу, вкладывая в неё чувства, любовь и всё своё мастерство.

Куклы сплетены из побелочной кисти - каркас, на который сшиты костюмы кубанских казака и казачки. Одежда изготавливается отдельно, её оформление приближается к натуральному историческому костюму. Из зерен пшеницы приклеиваются черты лица и оформляется прическа куклы, обувь из стручков гороха-нут.

Бражникова Ольга Анатольевна, педагог-психолог, категория высшая, руководитель кружка «Оч.умелые ручки» МБОУ СОШ № 1 им. Ляпидевского МО Щербиновский район Краснодарский край станица Старощербиновская, стаж по специальности 8 лет; Вивчарь Вера Николаевна, педагог-психолог, категория высшая, МБОУ ДОУ № 8 детский сад комбинированного вида МО Щербиновский район Краснодарский край станица Старощербиновская, стаж по специальности 8 лет.

Малахова Катя

познакомить детей с соленым тестом, его особенностями. Рассказать, что из соленого теста тоже можно лепить поделки. Совершенствовать навыки ручного труда средствами лепки. Развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов - раскатывание, сплющивание, разминание. Развивать конструктивные способности, мышление, воображение. Формировать художественный вкус.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Поделка из соленого теста своими руками Воспитатель ГБДОУ №58 СПб Казак Ольга Владимировна

Поделки из соленого теста своими руками в детском саду могут делать дети, начиная уже с ясельной группы. Соленое тесто – это не токсичный, безопасный, очень мягкий и практичный материал для творчества. Обычно детям очень нравится лепить из него различные поделки, а после высыхания – разукрашивать их красками. Кроме этого можно использовать и уже покрашенное соленое тесто. Вам потребуются: мука соль вода краски клей ПВА стразы Поделка из соленого теста своими руками в детском саду «Черепашка

Как сделать Готовим исходные материалы Для изготовления поделки нам понадобятся такие ингредиенты, как соль, мука, вода, краски, стразы и клей ПВА.

Делаем соленое тесто. Для этого смешиваем муку, соль и воду в пропорции 3:2:1. Важно, чтобы тесто получилось не липким, но и не крошилось. В любом случае, экспериментируйте, добавляя воду или муку. Можно также добавить немного крахмала или клея ПВА. Готовим солёное тесто

Солёное тесто

Лепим черепашку из теста

Декорируем стразами и сушим изделие Крепим в панцире стразы и сушим поделку при комнатной температуре. Когда изделие высохнет, разукрасьте его гуашью. Такие поделки из соленого теста своими руками в детском саду можно впоследствии использовать для игр и развивающих занятий. ! ! Готово!

Спасибо за внимание!