Лепка из холодного фарфора. Как слепить голову куклы

Мастер-класс: Изготовление подвижной в “суставах” куклы из фарфора методом литья в гипсовые формы
Современные материалы, такие как полимерные глины (Fimo, Cernit и др.), позволяют создать авторскую куклу практически за один день и не требуют сложного обжига в специальных печах. Это дает необычайные творческие возможности современному художнику-кукольнику.

Фарфор же - материал сложный, работа над куклой из него может занять месяцы. Но эта несовременная “неторопливость” с лихвой окупается красотой и изяществом этого прекрасного материала. Недаром из него традиционно создают куклы и статуэтки.

Кроме того, твердость фарфора позволяет сделать подвижными суставы куклы, а технология литья в формы - небольшие тиражи как отдельных деталей (тельце, ножки), так и всей куклы.

Этап 1. Подготовка модели

Сначала создаем образ куклы: в эскизе на бумаге или в своем воображении.

Решаем, в каких суставах нужна подвижность и как будут соединяться отдельные части, рисуем схему куклы.

Если высота куклы не превышает 30 см, достаточно подвижности в шейном, плечевом и бедренном “суставах”. Если кукла гораздо больше - имеет смысл сделать подвижными еще колени, локти, кисти и стопы. При таких размерах следует учесть еще и рабочий объем печи для обжига - чтобы все детали могли быть обожжены по возможности за один раз.

На стадии рабочего чертежа имеет смысл решить, каким образом все части тела куклы будут соединены, где будут крепления, отверстия и т.д., потому что все эти вспомогательные элементы проще сделать, пока фарфор сырой; высохнув, он станет хрупким, а после обжига слишком твердым для сверления.

Предлагаю для начала сделать небольшую куклу с подвижной головой, ручками и ножками. Крепления конечностей - по принципу пуговиц “на ножке”, где вместо ниток используется резиновый шнур или шляпная резинка, а “пришиваются” они к телу.

Лепим отдельные детали куклы (вместе с креплениями) из пластилина, глины, паперклея или другого материала. Каждую деталь нужно зашлифовать (загладить), т.к. все неровности перейдут в фарфоровую отливку. Детали из паперклея имеет смысл покрыть лаком.

Теперь модели отдельных частей нашей куклы готовы, но нужно учесть, в какой части детали будет отверстие для заливки фарфора, чтобы его не было видно на готовой кукле. В нашем случае отверстие в головке закроют волосы, а в плечах, бедрах и туловище - одежда. Долепливаем к деталям куклы дополнительно литник - на его месте в форме будет воронка, через которую будем заливать жидкий фарфор-шликер.


Каждую модель делим линией на 2-3 части, стараясь, чтобы она проходила по местам наиболее сложного рельефа, иначе не избежать “травмирования” модели при вынимании ее из формы. На сколько частей мы разбиваем модель, столько частей-кусков будет в гипсовой форме.

У нас все детали удалось разделить на 2 части, значит форма для отливки каждой из них будет иметь 2 куска.
В модели головы куклы линия проходит в плоскости крепления ушей, в руках и ногах - по боковой плоскости.


Этап 2. Снятие формы

Готовим подмодельник из оконной замазки или пластилина, “замуровав” в него нашу модель по размеченной линии так, чтобы над его поверхностью осталась часть, с которой снимается первый кусок формы.

Обратной стороной карандаша делаем в подмодельнике выемки - это замки формы для соединения ее частей. По краям делаем бортики из дощечек или пластилина.


Готовим гипс: в воду добавляем примерно равный объем гипса, взбиваем стеком или ножом, как тесто на оладьи или блины. Ждем с минуту и заливаем в подмодельник, следя за тем, чтобы на поверхности модели не осталось пузырьков воздуха.

После застывания первая часть формы готова.

Снимаем подмодельник. Деталь формы смазываем вазелином или другой смазкой, чтобы предотвратить склеивание кусков формы. Делаем бортики и заливаем гипс.

Разнимаем куски формы, достаем модель, зачищаем края формы.
Форма готова, но ее нужно высушить при комнатной температуре в течение 2-3 дней.

Этап 3. Литье фарфоровой детали

Сухую форму собираем и скрепляем тугой резинкой (из велосипедной камеры, например) или проволокой по вертикали и по горизонтали и ставим отверстием литника вверх.

Наступило время заливки в форму фарфора. Фарфор лучше брать тонированный, потому что в готовом виде покрасить его ровно очень трудно.

Фарфоровый шликер хорошо перемешиваем и заливаем в отверстие литника до краев формы. Льем медленно, чтобы не осталось воздушных полостей и пузырьков.

Ждем 1-5 минут в зависимости от диаметра литника и свойств шликера, пока фарфоровая деталь внутри формы не наберет необходимую толщину (обычно 2-3 мм). После этого оставшийся шликер из формы сливаем, иначе деталь не будет полой и может деформироваться при сушке и обжиге.

Через 1-3 часа снимаем резинки и аккуратно разнимаем форму.





Вот она, наша деталь! Осторожно, она еще мягкая, на ней могут оставить следы даже пальцы. Аккуратно вынимаем ее, срезаем литник и делаем отверстия согласно схеме. Важно сделать их до высыхания - потом это практически невозможно без повреждения фарфоровой детали!

Вот готовы все наши детали: тельце, ручки, ножки и голова куклы.

Теперь их надо высушить. На них остались “швы” от формы. Их необходимо зашлифовать до обжига, после него фарфор станет прочнее камня. Сделать это можно мелкой наждачной бумагой или куском капронового чулка.

Обжиг фарфора происходит по сложной схеме набора и снижения температуры. Он может занять 10-12 и даже более часов, все зависит от вида фарфора и печи.

Но вот все детали обожжены. Раскрасим лицо куклы.

Можно использовать простую ПВА-темперу или специальные керамические краски, требующие высокотемпературного обжига. Но мне нравятся акриловые краски для керамики и фарфора - они обжигаются в обычной духовке, а блеск и текстура у них “интеллигентней”, чем у темперы.

Собираем куклу, продевая в отверстия резиновый шнур.

Одним отрезком шнура крепим к телу обе руки, связав его концы через отверстие для головы.

Другим отрезком крепим голову и ноги. Чтобы петля не проскальзывала в отверстии в шее куклы, проденем ее в металлическую шайбу соответствующего размера. Концы резинки свяжем через отверстие литника внизу тела куклы.

Вот, “фарфоровая” часть работы над куклой завершена.

Осталась самая интересная и творческая - одеть куклу, сделать прическу, подобрать аксессуары.

Творческих успехов!

Приглашаю Вас зайти на мой сайт . На нем Вы увидите куклы, созданные в этой и других техниках.




Мастер-класс "Фарфоровая кукла"


Инструменты и материлы:

Фарфор жидкий (шликер);
- пластилин;
- гипс;
- нитки ткацкие шелковые, тесьма (волосы);
- натуральный шелк (одежда);
- наждачная бумага №0;
- резинка круглая;
- стеклянные глаза, шелковые ресницы;
- мягкая губка;
- акриловая эмаль телесного цвета;
- печь для обжига;

Выполнение работы:

Вылепить из пластилина модель куклы;
- Разрезать на отдельные части;

Изготовить форму из гипса каждой части тела модели;

Удалить из формы пластилин;

Готовый шликер;

Залить в форму шликер, через 15 минут вылить остатки шликера;

Форму вскрыть через сутки;

Затирка швов влажной губкой сырого полуфабриката;

Дать частям модели высохнуть в течении трех суток;

Обжиг в печи при температуре 1200"С;

После обжига зачистить поверхности всех частей тела наждачной бумагой для создания гладкой поверхности;

Покрыть все части тела акриловой эмалью телесного цвета;

Собрать на резинках все части тела;

Приклеить ресницы, вставить глаза;

Изготовить паричек;

Сшить одежду;

Соединительные углубления

Используя stoneclay сделайте голову и тело гладкими

Залепите дырочки stoneclay’ем, затем продавите углубление соединительным шариком, накрытым пленкой. Удалите излишки stonaclay по краям.

Отверстия для соединения

Теперь будем сверлить дырочки в соединениях. В обеих ногах эластичная веревка будет идти от лодыжки вверх, через отверстия в коленях, в бедрах, к голове. Для рук веревка прикрепляется крючком внутри запястья. Она проходит внутри обеих рук и закрепляется на втором запястье.

Просверлим три дырочки в местах соединения локтя, колена и бедра, придав им немного вытянутую форму.

Так же просверлим дырочки в центре шеи, запястья и лодыжки

Для плечевых соединений делаем отверстие в центре и тоже делам их более вытянутыми.

Струнная проволока

Просверлите отверстия в местах соединения шеи, локтей, бедер, коленей, лодыжек. Протяните струнную проволоку внутри делателей через сделанные отверстия и закрепите концы, используя stoneclay.

Все части готовы!

Временное соединение.

Теперь временно соединим все части, чтобы проверить соразмерность деталей. Длина и растяжимость нити зависит от конкретной куклы. Для ног лучше взять две петли резинки, длиной от лодыжек до шеи, для рук - от запястья до запястья.

Используя изогнутую прочную проволоку протяните петли через все отверстия и прикрепите каждый конец к крючку.

Зафиксируйте все части и проверьте плавность сгибания всех суставов. Резинка не должна быть натянута слишком слабо.

Грунтовка

После проверки куклы в собранном состоянии разберите ее, загрунтуйте и покрасьте все детали, а затем соберите снова.









Игрушка, кукла - одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры - близка и понятна каждому. Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает всё больше поклонников, коллекционеров и любителей создавать авторскую куклу. В отличие от фабричных, авторская кукла уникальна не только тем, что она сделана в единственном экземпляре, но и тем, что отражает частицу души своего создателя.

Я решила попробовать свои силы в выполнении такой куклы, используя холодный фарфор. Холодный фарфор — это очень популярный материал для лепки различных изделий. Несмотря на свое название, к настоящему фарфору он никакого отношения не имеет, но сделать с его помощью можно такие же прекрасные и долговечные украшения, сувениры и аксессуары.

Материалы и инструменты: холодный фарфор, г лаза, проволока, ленточки атласные, кружево «шитье», синтепон, ткань синтетическая, бязь, краска акриловая, пищевая фольга, бусинки, ножницы, иглы, стеки для лепки.

Последовательность работы над авторской куклой

1- й этап работы над куклой - выполнение эскиза.

На основе творческого эскиза выполняется рабочий эскиз куклы в натуральную величину. На данном этапе необходимо стараться продумать все до мелочей: начиная от построения художественной композиции, в которой станет ясно - будет ли задуманный герой стоять, бежать или танцевать, и заканчивая изгибом и креплением каркаса к подставке. Рабочий эскиз позволяет точно рассчитать необходимое количество материалов и помогает выдержать масштаб всех элементов. Однако при этом надо иметь в виду, что в процессе работы многое наверняка изменится.

2- й этап - подбор материалов.

При выборе материала для лепки я учитывала декоративные возможности и особенности технологического процесса при работе с каждым из них.

Холодный фарфор я готовила сама, для этого мне понадобилось:

  • крахмал - полстакана,
  • клей ПВА - полстакана,
  • лимонная кислота - 1 ч. ложка,
  • глицерин - 0,5 ч. ложки,
  • крем «нивеа» - 0,5 ч. ложки.

Все это перемешиваем и варим на медленном огне на сковороде, постоянно помешивая (примерно 7 мин). Затем получившуюся массу хорошо перемешиваем на столе, до полного остывания. Кладем в полиэтиленовый пакет на сутки.

3- и этап - изготовление лепных деталей.

Лепка головы

Голова человека имеет яйцевидную форму, несколько увеличено в затылочной области и расположено острым концом в сторону подбородка. Голова и шея крепятся друг к другу под небольшим углом, шея несколько наклонена вперед.

Глаза расположены посередине расстояния от верха головы до подбородка. По линии расположения глаз ширина головы составляет примерно 5 диаметра глаза. Расстояние между глазами равно диаметру одного глаза. Ширина носа равна расстоянию между внутренними уголками глаз - примерно диаметру одного глаза. Расстояние между центрами глазных яблок составляет размер рта.

1. От рулона пищевой фольги я оторвала кусок длиной около 1,5 м. Свернула его в мягкий неплотный шар. Определила линию расположения глаз и установила их.

2. Наложила на основу головы из фольги слой холодного фарфора. Инструментом расчистила фарфор с глаз. Затем аккуратно прилепила его со всех сторон.Затем добавляя небольшое количество фарфора, придала выразительность лицу

3. Сформировала основание переносицы. Скатала 2 шарика размером чуть больше диаметра глаза. Один шарик наложила на подбородок. Из второго сделала пирамидку и по размеру наложила на основание переносицы. Сделала основание переносицы и область над кончиком носа более утонченным, оставив посередине небольшое утолщение. Определила формы крыльев носа, слегка приподняв их вверх. Сделала носовое отверстие и вылепила перегородку носа.

4. Самая оживленная деталь лица - рот, который постоянно меняется с каждым новым выражением лица. Я скатала шарик, равный диаметру глаза. Наложила его на область рта. При плоскостном решении, рот с сомкнутыми губами представляет в виде многогранника. Полученный объем преобразуется в плоскостной многоугольник. Прорисовала линию рта. Инструментом скруглила внутрь нижнюю губу. Сделала небольшое углубление под нижней губой. Вылепила верхнюю губу. Уголки верхнего контура губы образуют букву М.

5. Для того, чтобы укрепить шею я прикрепила проволоку к голове. И из холодного фарфора сформировала шею, прикрепив кусок массы замкнутой в цилиндр. Естественное положение шеи - небольшой наклон вперед.

Лепка рук

Пропорции кисти руки определяются относительно размера головы. Длина кисти равна расстоянию от подбородка до середины лба. Ширина кисти равна половине ширины лица.

1. Изготовила каркас рук из фольги. Полосу фольги сложила 3 раза, получился прямоугольник. Разрезала верхнюю часть заготовки на 5 равных частей до половины ее длины. Скрутила каждый лепесток в тонкий жгут. Отделила и углубила каркасный участок большого пальца. С другой стороны участок фольги скрутила в плотный жгут.

2. Небольшими кусочками фарфора набрала объем пальцев. Наложила 2 круглые пластины на область ладони. Наложила массу и долепила предплечье. Исходя из задуманного положения кисти, согнула пальцы в суставах. Придала форму тыльной стороне ладони

4- й этап - изготовление каркаса.

Каркас - это своеобразный «скелет» куклы.Для его изготовления подойдет прочная, но достаточно гибкая металлическая проволока. Из проволоки делаем скелет, повторяя изгибы на нашем рисунке. Очень важно, чтобы крепление было качественным, и ручки куклы не "гуляли". Тем более, это единственное крепление в каркасе куколки.

Вот скелет готов. Теперь его надо обрастить «мясом». Я для этого использую синтепон. Его удобно приматывать и легко формировать выступающие части. Прежде чем начать наращивать тело, сделала выкройку тела. По такому же принципы изготавливаем руки. Затем при помощи фарфора придала телу кукле дополнительный объем.

5- й этап - окончательная отделка деталей.

Этот этап включает роспись куклы, подставки, изготовление прически. С помощью наждачной бумаги форму зашкурила. Тонировкусделалапри помощиакриловых красок.

Для волос я использовала атласную ленту, которую распустила с одной стороны, накрутила на карандаш и довела до кипятка в кастрюле. Остудила, высушила и распустила, получились локоны. Наклеиваем к голове,начиная от нижней границыволос к макушке, по спирали. Придаем кукле прическу, используя расческу и лак для волос.

Подставку для куклы я сделала из куска фанеры: покрасила в зеленый цвет, промазала клеем ПВА, и обсыпала мелко нарезанной пряжею «травка».

6- й этап - изготовление костюма.

Сшить одежду для авторской куклы - огромное искусство. Тут очень важно правильно выбрать нужную ткань, отделку к ней, найти аксессуары и мелкие детали, которые украсят костюм и подчеркнут его индивидуальность. Тогда куклу хочется долго рассматривать, обнаруживая приятные мелочи, которые радуют глаз и приятно удивляют. В интернете масса потрясающих работ талантливых кукольниц с отличным вкусом и чутьем стиля и формы. Я ими восхищаюсь, учусь у них, а своими находками делюсь с Вами.

Итак, приступаю к одеванию моей куклы. При изготовлении костюма для куклы следует помнить о масштабе. При выборе тканей, фурнитуры и других материалов удобно использовать фрагмент рисунка с указанием масштаба отдельных элементов. Подгонка деталей производится непосредственно на кукле. И только после уточнения кроя детали дублируются из основнойткани.

Швы выполняла вручную или на машине. Для сшивания деталей непосредственно на кукле использовала потайные стежки. Независимо от способа выполнения работа над костюмом должна выполняться с максимальной аккуратностью.

Обработка срезов в кукольном костюме чрезвычайно важна, так как неаккуратно или грубо обработанные срезы портят впечатление от работы в целом. В тех случаях, когда наличие машинной строчки на лицевой стороне изделия нежелательно, закрепляла ткань с изнаночной стороны с помощью выжигателя по ткани.

7- й этап - сборка композиции.

К своей кукле я еще изготовила зонтик. Вот какая кукла у меня получилась.

Я довольна своей работой, так как добилась желаемой цели. При изготовлении комплекта возникали различные трудности, но я справилась. Кто ищет новые варианты, тот полон новых идей и постоянно стремится к совершенству. Кроме того, изготовленная мною кукла в разы дешевле, чем в магазине.

Список литературы

1. Голодовский, Б. П. Куклы: энциклопедия / Б.П. Голодовский. - М., 2004.

2. Егупец, О. Искусство деталей / О. Егупец. - М., 2007.

3. Егупец, О. Куклы из паперклэя / О. Егупец. - М., 2004.

4. Коваленко, Ю. Г. Изготовление художественной куклы: учебное пособие / Ю. Г. Коваленко. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. - 45 с.: ил. (16 с.).

Информационные ресурсы

1. Журнал для профессионалов и любителей кукол.

Кукольный мастер, мастер-класс http://www.dollmaster.ru/masterclass.html

2. История кукол http://www.artdolls.ru/ad/index.html

Приложение 1. Презентация проекта.

Большинство словарей определят куклу, как игрушку и фигуру в театральном действе. К своеобразным спектаклям можно отнести обряды поклонения Венерам. Так ученые назвали в виде женщин времен Палеолита.

Из камня и дерева вытачивали полные фигуры – символы плодородия. Чтобы род продолжался, и всегда находилось пропитание, проводили ритуальные . В качестве игрушек куклы начали использовать в Древнем Египте. Модели Бронзового века закруглены снизу, не имеют рук и ног, плоские.

Такие экземпляры отливали из фарфора, не прорабатывая лицо. Глаза, губы, брови появились на куклах в Риме. При раскопках Помпеи археологи нашли несколько лавок, торговавших статуэтками.

Их делали из глины, янтаря, . Самыми дорогими были восковые, гибкие, экземпляры. Отдавая дань истории, начнем изучать способы изготовления кукол с наиболее древних, фарфоровых фигурок.

Как сделать куклу из фарфора

Старинные куклы из фарфора были цельными. Современные варианты, как правило, комбинированные. Отливаются лишь ноги, руки, голова. Они полые, крепятся на тряпичную основу.

Чтобы она не согнулась под тяжестью керамики, основу делают из проволоки. Техника затратна. Необходимо обзавестись специальной печью для обжига, самим фарфором, гипсом, акриловыми красками, специальным пластилином.

Самый востребованный материал для париков – натуральные человеческие волосы. Поэтому, немногие делают фарфоровые варианты только для себя. Мастеров единицы и они превратили свое увлечение в бизнес. Предлагаем посмотреть сюжет о труде одной из таких умельцев.

Вместо основы-пластилина некоторые берут глину, мастику. Важный нюанс, не отмеченный в видео, — заготовку нужно тщательно отшлифовать.

В гипсовой отливке видна каждая неровность, мельчайшие бороздки с первоначального макета. Если работали с паперклеем (бумажной глиной), нужно не только отшлифовать, но и покрыть лаком.

В магазинах с товарами для творчества есть готовые формы для отливки ног, рук, голов. Они облегчают задачу как сделать куклу своими руками . Изделия получаются типовыми, но, для начинающих вариант подходящий.

В этом случае, не нужна заготовка из пластилина. Не нужно изготавливать и сами формы. Сразу размешивается фарфор, процеживается через сито, или марлю и заливается в полости. Наливать раствор важно тонкой струйкой. Так не образуются пузырьки воздуха, изделие будет прочным и монолитным.



Из фото-подборки видно, что фарфоровые куклы не всегда миловидны. По воле мастеров «рождаются» и жуткие, мистические образы. Создают фигуры мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Популярны парные игрушки. Композиция продумывается изначально, ведь от этого зависит процесс отливки.

Кстати, фарфоровые куклы были страстью принцессы Дианы. Девушка обладала коллекцией из сотен экземпляров. Собирает авторские игрушки и Деми Мур . У звезды Голливуда более 2 000 кукол из фарфора.

Однако, представители молодого поколения чаще интересуются не керамическими образцами, а героями серии «Монстр Хай». Детей уже не интересует, как сделать куклу Барби . Умы подростков будоражат дочери морских чудищ, вампиров и прочей нечестии.

Ситуация такова с 2010-го года. Именно тогда состоялся официальный релиз серии кукол-монстров американской компании «Mattel». Ажиотаж на продукцию позволил поднять цены.

Выложить, в среднем, 4 000 за крохотную пластмассовую фигурку готовы не все родители. Поэтому, отпрыски изготавливают недостающих героев коллекции сами. Как сделать куклу Монстр Хай , расскажем и мы.

Как сделать куклу Монстер Хай

В модных фешн-кукол преображают образцы, утерявшие популярность, к примеру, Барби. Они лучше всего подходят для основы образа, поскольку столь же стройны и изящны. Важно взять Барби с подвижными суставами. Такие имеют все герои серии монстров. Будет достигнуто максимальное сходство.

Однако, у Барби иное выражение лица. Его изменяют при помощи пирсинга, прорисовки шрамов, макияжа. Используют акриловые краски, или водостойкие маркеры.

В ход идут и цветные мелки. Они могут понадобиться при смене цвета волос. Итак, посмотрим как сделать куклу в домашних условиях . Видео англоязычное, но план действий понятен, даже если не понятна речь.

Некоторые родители выступают против того, чтобы их дети играли куклами с вампирскими клыками, голубой или зеленой кожей, неестественно большими и раскосыми глазами. В правительства многих стран поступила инициатива запретить продажу «Монстр Хай».

Обоснование – неестественная внешность игрушек негативно влияет на психику их владельцев. Если с этим согласятся законотворцы, куклы исчезнут из продажи. Так что, научиться изготавливать копии героев серии из подручных материалов не помешает. Иначе, эти образы могут кануть в лету:


Монстры Хай не зря названы первыми фешн-куклами. Эти игрушки всегда в тренде. Индустрия моды немыслима без аксессуаров. И их у героев серии масса. Пояски, , бусы, заколки, сумочки.

Такой лоск требует соответствующей обстановки. Промышленным домам и наборам мебели многие дети предпочитают сделанные своими руками. Предлагаем просмотреть видео, как сделать для кукол «Монстер Хай» симпатичное кресло.

Просматривая видео, можно понять и как сделать другую мебель для кукол . Суть одна, только шаблоны разные.

Почти всегда нужна вата или синтепон, клей или нитки, ткань или оберточная бумага, картон, ножницы и линейка. Подходя к вопросу «как сделать дом для кукол », не забудьте про обрезки линолеума.

Ими застелите пол. Возьмите остатки обоев. Ими обклеите картонную коробку, из которой вырежете само жилище.

Как сделать куклу Мотанку

Если Монстров Хай нередко называют вредными для детей, то кукол мотанок, напротив, считают полезными. Мотанки – фигурки составленные из ниток. Изначально, игрушки делали из льняных ниток.

Их сматывали определенным образом, получая куклу. Отсюда и название «Мотанка». Первые экземпляры изготовлены 5 000 лет назад. В чем же польза изделий? Их считают . Наши предки дарили каждому новорожденному Мотанку, дабы та охраняла его от злых духов, болезней.

Чтобы зарядить куклу положительной, охранной энергией, ее делали родные ребенка. Они не могли пожелать зла, изготавливали Мотанку с любовью и трепетом. Попробуем и мы. Начнем с видео «как сделать куклу» .

Мотанки всегда безлики. Это неспроста. Наши пращуры верили, что душа вселяется в тело человека именно через лицо. Изготовители кукол не могли гарантировать, что в них не вселятся злые духи.

Поэтому, предпочитали оставлять игрушки — обереги без , бровей, губ. Вместо них могли быть кресты. У всех народов, даже не христиан, это символ защиты.




Принцип формирования Мотанок похож можно применить при изучении вопроса, как сделать куклу Вуду . Ее, так же, составляют из скрепленных нитями пучков пряжи, палочек.

Разница лишь в том, что при изготовлении колдовских образцов, их «заряжают» темной энергетикой и снабжают предметами, взятыми у конкретного человека.

Отрезают волосы, выкрадывают личные вещи. С этого момента кукла приобретает связь с «донором». Воткнешь иголку в грудь Вуду, пронзишь болью и человеческое сердце.

Теоретически, в роли куклы Вуду доступно использовать любую игрушку. Главное, чтобы в нее можно было спрятать личные вещи объекта колдовства.

Однако, славянские Мотанки для темных целей применять не принято. Изначально приданная кукле положительная энергетика блокирует негатив.

Мотанки формируют не только из нитей. Есть варианты из кусочков тканей. На Украине исторически сложилась традиция создавать из соломы.

20-ый век дал еще один материал – капрон. Он стал основой для современных вариантов примитивных игрушек в, так называемой, чулочной технике. Ознакомимся с ней.

Как сделать куклу из чулка

Для творчества, по сути, нужны только чулки, синтепон или другой наполнитель, иголка и нитки. Некоторые изготавливают куклы в скульптурной технике. Она заключается в предварительном сваливании ваты или шерсти.

Материалы уплотняют, придавая им формы. Появляются нос, выступающий лоб, подбородок, скулы, губы. Валяют и тело. Его прикрывают одеждой.

А чулками – лишь выступающие из-под нее части. Так покров получается более ровный, похожий на кожу. Но, начинать рекомендуют не со скульптурной, а с простой техники. Прорабатывать рельефы с помощью ниток и иголки легче.

Чулочным методом можно решить и вопрос, как сделать кровать для кукол , или иную утварь. Придать обтянутому капроном синтепону нужную форму не составит труда.

Для декорирования предметов мебели берут клей и любые – тесьму, тканевые цветочки, кружева. Сами же куклы, порой, лучше всего смотрятся без всякого декора. Что скажете о малыше на следующем фото?

Этот кроха настолько естественен, что с трудом верится в его кукольность. В этом плюс чулочной техники. Возможно создать наиболее натуральные образцы.

Даже с помощью фарфора таких не получается. Не получается и из бумаги. Этот материал тоже используют для изготовления игрушек. Высший уровень мастерства покажем сейчас на фото, чтобы было вдохновение читать следующий раздел.

Как сделать куклу из бумаги

С мастерски управляются Японцы. Они родоначальники искусства оригами. Во времена, когда писчий материал был роскошью, знать островного государства тратила его не по назначению.

Бедняки не могли позволить себе и листа, чтобы записать послание. Богачи в часы отдыха сворачивали из бумаги фигурки зверей, птиц, людей. Теперь, это доступно всем. Предлагаем мастер-класс от Елены Зибровой:

Елена показала, что можно сделать для кукол из бумаги. Она служит материалом и для самих фигурок, и для волос, шляп, сумочек. Кроме объемного оригами, из обычного листа можно сделать и плоскостную игрушку.

Достаточно отпечатать на тонком картоне образ дамы или джентльмена, вырезать его и нарядить. Одеяния, так же, распечатываются. Кофты, платья, брюки снабжаются отходящими от них в сторону полосками бумаги. Загибая их, фиксируешь наряды на манекене.



Пока раздумываете, какой материал выбрать для поделки, мы поделимся интересным фактом. Были времена, когда куклы использовали в медицине. Речь идет об эпохе Средневековья. Нравы тогда были строгими.

Врачам не разрешалось прикасаться к женщинам-пациенткам. Те сгорали от стыда, оскорблялись, а доктора отправлялись в тюрьму.

Медикам приходилось приносить с собой куклу, чтобы больная могла показать на ней, где именно чувствует боль. Из чего была сделана фигурка, значения не имело. Подошел бы и бумажный вариант.

У каждой девочки в детстве была любимая кукла, у кого-то еще советская, а у кого-то уже кукла Барби. И можно заметить, что большинство девочек любили играть с ними, так как они были удобные. Некоторые сгибали ноги и руки, как настоящие, а некоторые были просто из пластика, но, тем не менее, с ними было удобно и весело играть. Многие удивляться, но такую куклу можно сделать своими руками, конечно, она будет отличаться от других, в зависимости от материала, из которого она будет создана, и навыков мастера.

Особенности шарнирной куклы

Существует много способов сделать такую игрушку для своего ребенка или в качестве элемента декора. Отличие такой куклы заключается в том, что все ее соединения на местах суставов являются подвижными, поэтому кукла может принимать разные позы. Есть зарубежные фирмы, которые могут сделать куклу по запросу покупателя, то есть, практически самостоятельно ее можно собрать, а всю работу сделают работники фирмы.

Перед тем, как приступать к созданию такой необычной куклы, необходимо понять, как правильно ее сделать. Например, для начинающих мастеров не рекомендуется сразу применять серьезные материалы для создания куклы, можно попробовать сделать ее из папье-маше, а только потом перенести полученные заготовки на более твердый материал.

Главное правило шарнирной куклы: у нее должны быть суставы, поэтому сначала надо нарисовать куклу, ее соединения в тех местах, где будут суставы, и обозначить их. Обычно это плечи, локти, руки и ноги. Особое внимание придется уделить созданию коленных суставов, так как, благодаря им, ноги будут двигаться, а кукла будет принимать желаемую позу.

Шарнирная кукла своими руками в технике папье-маше

Техника папье-маше не очень простая, но она сможет раскрыть все детали изготовления шарнирной куклы, с помощью которых можно будет сделать куклу потом из твердого материала. Для папье-маше понадобится много газет или бумаги, клей ПВА и схема куклы.

Также начинающие мастера могут попрактиковаться делать кукол из дерева. Для профессиональной работы используется клен, и после того, как готов образ куклы, тщательно вырезается каждая деталь для ее тела, после чего они обязательно обрабатываются средствами для защиты дерева. Самым тяжелым в данном процессе будет изготовление суставов для куклы, но имея все необходимые инструменты, процесс не будет сложным.

Как крепить детали шарнирной куклы

В каждом материале, из которого создается шарнирная кукла, самыми тяжелыми являются руки и крепление головы. Для того, чтобы сделать их, необходимо сначала сделать часть от плеча до локтя, после этого делается предплечье, и только потом можно приступать к созданию самой кисти, при этом каждый палец должен быть выделен так, чтобы перенести все параметры настоящей руки, то есть средний палец самый большой, а все остальные меньше.

Прикреплять голову придется с помощью веревки и крючка, поэтому с самого начала надо подготовить эти элементы, чтобы было легче в процессе. Сама голова должна как бы надеваться на шею, после чего в надо вставить глаза и залепить дырку с обратной стороны головы.

Как сделать шарнирную куклу своими руками из пластика, полимерной глины и холодного фарфора

Так делается шарнирная кукла из запекаемого пластика. Кстати, именно из этого материала кукла выглядит настоящей, и именно с помощью пластика легче всего сделать переходы в качестве суставов куклы. Запекаемый пластик в нормальном состоянии может принимать разную форму, поэтому для того, чтобы сделать руку или ногу, необходимо взять кусок фольги, сложить ее, облепить пластиком в нужной форме. После того, как элемент запечется в духовке, фольгу надо достать, чтобы внутри куклы осталась пустота.

Шарнирные куклы из полимерной глины также выглядят очень натурально. Для ее изготовления понадобится много глины, духовка и навыки работы с таким материалом. С помощью глины можно сделать правильные и удобные суставы для куклы, сделав сначала шарик, а потом разместив его в нужном месте.

Для того, чтобы сделать куклу из холодного фарфора, необходимо потратить много времени, так как этот материал тяжело принимает необходимую форму, придется каждую деталь обрабатывать наждачкой, чтобы сгладить все недостатки.

В процессе изготовления любой шарнирной куклы главное - не забыть о глазах для нее. Их необходимо делать отдельно, но в голове нужно оставить отверстие, чтобы их вставить. После того, как глаза будут на месте, голову надо заделать, и снова запечь куклу (если материал позволяет).

Такая кукла может послужить подарком как для ребенка, так и для взрослого. Имея фантазию и навыки шитья, для нее можно пошить одежду, а потом использовать такую игрушку в качестве украшения комнаты. Шарнирную куклу можно использовать и как талисман, для этого можно сделать небольшую куколку, которая будет похожа на человека.

Видео по теме статьи

В ноябре 2015 года я писала топик под названием «И снова я попала в кукольное царство». Тогда я случайно забрела в тот, как мне показалось, небольшой кукольный магазин, на самом деле это оказалась школа по созданию любых кукол своими руками. Этот топик я пишу уже, как ученица этой школы и сейчас я, шаг за шагом, расскажу и покажу, как создаются фарфоровые куклы по молдам известных мастеров.
Приготовьтесь к тому, что топик будет достаточно объемный, информативный, с нужным количеством фотографий, но совершенно не скучный.
Во первых строках, я хочу познакомить вас с моим гуру и написать о ней несколько строк. Учителя зовут Долорес (Delores), ей 75 лет. Ей всегда нравилось работать с куклами, это было ее хобби. Она всю жизнь прожила в Колорадо и открыла эту студию… можно сказать, что вообще она открыла собственное дело в виде этой студии, когда ей было 55 лет. Она стала учить людей создавать кукол.

Совершенно простецкая американская бабулечка с мужем, детьми, внуками, собаками...., которая делает то, что ей нравится. Хочу обратить внимание, что я самый молодой «обитатель» этой школы. Следующей после меня даме по возрасту 65 лет. Они отдали дань государству и сейчас наслаждаются жизнью, так скажем…

Как делается кукла? Все очень просто:) Начинается все с молда. Что такое молд? Молд (от англ. слова mold - отливать) - это форма, с помощью которой можно изготавливать объемные фигуры и детали, в нашем случае: головы-лица, пластины или тела, руки и ноги кукол.

Вот это фото молда головы и ручек, чтобы примерно представить какой он из себя.

Кукольный молд создает сам мастер, человек, который придумал куклу, в купе с какой-нибудь компанией-производителем, в нашем случае - это будут
Dianna Effner
и Expressions
Эти слова Dianna Effner и Expressions вылиты на молде, соответственно будут видны на затылке куклы, так же почти всегда присутствует и имя куклы. Это фото просто для примера, как это обычно выглядит сзади на голове под паричком.

То есть мы видим, что куколку зовут Emily; мастер, который придумал куклу Dianna Effner; компания, которая ей помогала сделать молд Expressions и молд создан в 1991 году.

В некоторых случаях, мы можем увидеть и еще одно имя. Вот как на этом фото мы видим его на спине:

То есть на голове маркировано April (это имя куколки), Elke Hutchens и IMSCO Molds, а на спине мы видим имя Sara Finfrock 91. То есть это означает, что эта кукла была создана человеком по имени Sara Finfrock и как мы понимаем в 1991 году. Кто этот человек не известно, он может быть известный профессионал, а может быть и одной из учениц школы Долорес или какой-то другой школы в другом штате. Свое имя на кукле можно, так скажем, нацарапать, написать, маркировать, когда части еще не прошли первую обжарку. Ну давайте дальше и все по порядку:
Первым делом, человек, который решил создать куклу, выбирает молд той куклы, которую он безумно хочет. У Долорес больше, чем 500 молдов разных кукол.

Если вы обратите внимание на фото, чуть выше этих строк, то посередине на нижней полке на этом фото стоит молд и на нем написано «Angel eyes» (Ангельские Глазки). Вот она эта куколка. Благодаря этому молду-основе, можно создать вот эту красоту.

Выбор у Долорес, конечно, огромный. У нее существуют два толстенных каталога с фотографиями кукол. Все эти куколки большинству из нас известны, я достала несколько картинок из каталога и сфотографировала для вас, ну и соответственно, выбирала сама на какой кукле я остановлюсь, то есть какую буду делать.

>

Как много получилось кукол от Дианны Эффнер:) Но это только потому что я для фото взяла один каталок, а он, соответственно, в алфавитном порядке. Я решила остановиться на малышке от той же Дианны Эффнер, у куколки нет конкретного имени, она называется Portrait # 10 (Портрет № 10). У нее такое очаровательно личико:) Её рост 18" (46 см).

Ну что? Поехали!
Вот так выглядят банки с фарфором, который и заливают в молд, так же можно выбрать и цвет кожи.

Молд я выбрала, в него залили фарфор и позже части мои уже были готовы, то есть залиты и высушены. Здесь хочу обратить ваше внимание на то, что эти части очень хрупкие, я не знаю с чем их сравнить… ну представьте сгорел листок бумаги, остался пепел в форме смятого листа и вам нужно взять его в руки и постараться прочитать, что там было написано, соответственно не сломав. Вот такое вот отношение к этим частям. Они достаточно хрупкие, их называют Greenware.

Мне выдали объемную ёмкость, которую нужно было наполнить теплой водой, добавить чуть жидкого мыла и опустить туда части на 10 мин. Части нужно опускать в воду очень аккуратно, чтобы не было бульков. Если Долорес услышит бульк, вы получите неплохой выговор.

Вот здесь мы ножку достали из воды, видите она темнее, и очень аккуратно и осторожно (потому что части они не прошли обжиг, то есть они, так скажем, не обжарены, они только высушены, они ОЧЕНЬ хрупкие) начинаем снимать швы, убирать неровности, бугристость, полосы с помощью Scalpel, Cleaning brush, Green Clean.

Затем с помощью Double ball Stylus мы начинаем вырисовывать ноготочки и пальчиковые складочки. Я вам признаюсь, что я закончила художественную школу с первого по шестой класс, но скажу честно, что с того момента как закончила, я ни карандаш, ни кисти в руках не держала, но разве что чернильное перо, которым выписывала «Да Здравствует 1 МАЯ!» Я очень любила писать акварелью, пастель просто обожала, но больше всего мне нравилась лепка. И вы знаете такое странное чувство… мозг не помнит, глаза не помнят...., а руки помнят и делают. Вот что значит мастерство, действительно не пропьешь. Замечательные ощущения.

Вот здесь на ножках вы видите, я уже выгравировала пальчики.

Всё тоже самое происходит и с головой. Мы ее моем, чистим и так далее, и так же осторожно. Голову сломать гораздо легче… и ни в коем случае нельзя вставлять руку во внутрь в отверстие в голове, она сломается моментально. Если вы хотите чтобы глазки были нарисованы, то мы оставляем их как есть…

Если же вы хотите, чтобы они были вставные, стеклянные, например, то глазки нам нужно выдавить.

Выдавливаются они с помощью Diamond Perfector. Вы должны методично, аккуратно с помощью алмазного острия, практически без нажатия делать круговые движения до того момента пока глазик не вылетит.

Чтобы убрать внутренние шероховатости глаза, нам потребуются специальные инструменты.

Я забыла как они называются. Эта палочка с шариком прикладываются к глазу с внутренней стороны через отверстие в голове. И легкими, очень аккуратными, елекасающимися движениями, мы начинаем вращать палочку… крутить… чуть переборщил… и глаза на выкат:) Каждый шарик соответствует размеру куклы и соответственно, глаза.

Это была самая тяжелая и опасная часть работы. Почему? Потому что детали ОЧЕНЬ хрупкие. Одно неловкое движение и вся работа начинается заново… опять заливаем молд, сушим, чистим… и т.д.
Теперь наши части отправляются на первый обжиг, то есть в печь. Всем понятно, что печь эта не простая, не та, что стоит у нас на кухне и градусы у нее поднимаются до ого-го!

После первого обжига с частями работать уже не так страшно, они закреплены - стали крепкие. Теперь нам нужно вычистить наши части так, чтобы они стали сравнимы по гладкости с наполированным паркетом. Долорес считает, что кукла является идеальной, если провести пальчиком по любой ее части - она была как шелк. Никаких шероховатостей, шершавостей, рельефностей. Опять чистим! :)

На этот раз чистим с помощью sandpaper, dry sander, comet cleaner и обычной зубной щетки…

И я вам хочу сказать, что если Долорес что-то нащупает… будете чистить до посинения… как в армии… зубной щеткой:)

Сейчас начинаем рисовать! То есть разрисовывать… или по другому ручная роспись. Для этого нам потребуется Painting Medium Water Based им нужно натереть практически всю будущую куклу.

И, конечно, краска. Краска идет в сухом виде, ее нужно разбавлять, ну просто капелькой того же Painting Medium Water Based и размешивать с помощью такого инструмента, как Spatchela или Spatula.

На лицо наносятся румяна, губки, нижние реснички и симметричные теневые нити бровей. (если бы вы знали как это ТЯЖЕЛО, сделать их симметричными!). Я пурхалась часа три, если не больше.

Ни в коем случае нельзя даже случайно шеркануть по ресничкам или бровкам, они сразу сотрутся и нужно будет опять рисовать. Чтобы закрепить краску, нанесенную основу росписи, идем на второй обжиг!

Кисти я использовала обычные для рисования, которые мне дала Долорес, хотя может они и специализированные… я как-то не спросила.
Вот здесь вы видите, я нанесла перышки бровей, тоже вам скажу… хорошо, что вы не слышали, что мой рот в это время произносил:) и хорошо, что там никто не понимает русский язык:) Левую бровь нарисовать еще не так сложно, но правую… еще и чтобы она была в зеркальном отражении… это ЧТО-ТО!

Здесь появились губки:

Теперь опять обжиг третий, чтобы закрепить краску. Это последняя обжарка, то есть до нее наносится уже мелкая роспить, на ручках и ножках можно сделать френч… и другие вещи, чтобы сделать куклу более реалистичной. Я скажу честно, я не проявляла никакой инициативы… я просто шла, как баран на поводке. Что Долорес мне скажет, я то и делаю.

Части наши обжарились, теперь вставляем глазки. Сначала мы глазик окантовываем с помощью eye setting wax.

И крепим глазик внутри, сначала один, потом второй, соответственно за счет eye setting wax они держатся. Затем разводим гипсовую смесь и заливаем ею глаза внутри головы.

Это тело куклы. На курицу похоже:) Я его сама не делала, заказывала и покупала. Их изготавливает партнер Долорес, ее подруга, такого же возраста......, короче молодцы бабки!

Следующий шаг - это крепление ножек и ручек к телу, с помощью обычного клея и добавлением синтепоновой набивки.

Сейчас мы прикрепляем голову куклы к пластине: нам необходимо сначала пластырем обмотать лунку, чтобы фарфор не терся друг об друга.

Затем берем крепление-держатель, продергиваем через него восковую нить, затем все это дело мы проводим через голову, захватывая пластину и вытягиваем колечко через внутреннее отверстие в пластине, быстренько вставляем в колечко штырек и убираем нить. Все готово.

Сейчас будем крепить пластину с головой к телу. Я не знаю если по фото будет понятно, но еще и попробую объяснить. Берем длиннущую иглу с большим ушком, продеваем тесьму.

Затем со стороны груди втыкаем иглу в тело через грудную дырочку на пластине, протыкаем до спины и вытаскиваем иглу под пластиной со спины. Затем пойдет обратный процесс, точно так же со стороны спины втыкаем иглу в тело через спинную дырочку на пластине, протыкаем до груди и вытаскиваем иглу под пластиной со стороны груди. Завязываем на бантик.

Теперь прикрепляем нашлепку.

Клеем реснички и чистим глазки.

Ну, вот примерно, вот такие мы получились. Здесь она еще правда чуть кривая, косая - нужно подправлять, выбирать паричок и шить одежду. Я, правда, швея еще та...., поэтому строго не судите. Через пару фото вы увидите какая она получилась:)

Прошу любить и жаловать!

Имя я кнопке еще не придумала....., если хотите что-то подсказать будем признательны и рады, если у нас появится крестная:)
Я еще раз повторюсь и скажу, что я девочку делала по четкой инструкции Долорес, не шага в право, не шага в лево. Сейчас, после того, как я сама сделала куклу, я смотрю на нее немного другими глазами и вижу уже как мастер, чтобы я сделала по-другому и как я вижу, именно мною полностью созданную девочку.
Но все равно:) Для первого раза, я считаю, неплохо.
Я буду рада, если помогла кому-то понять, как делают таких кукол. Они считаются ООАК («one of a kind»), то есть единственные в своем роде.

Возьмем для примера знаменитую Violet от Cindy Marschner Rolfe. Вот эта кукла, она оригинал, именно такую куклу создала Cindy Marschner Rolfe.

Вот эту девочку по молду Cindy Marschner Rolfe создала известная компания Danbury Mint

А этих малышек создал кто-то. Мастер, любитель, профессионал....., человек который эту Violet видит в своем ракурсе, именно вот такой и процесс создания был именно тот, который вы сейчас видели. Некоторые фото кукол позаимствованы в интернете, на сайтах для всеобщего пользования.

Через мои руки прошло большое количество кукол, даже не просто большое, а ОЧЕНЬ большое.
Возьмем так же, например, Emily от Dianna Effner. Вот эта девочка оригинал.

А вот эту красоту Emily в 1996 году создал Ashton Drake.

А вот такие звезды Emily из молда Dianna Effner, созданы в единственном экземпляре когда-то, кем-то, проходили через мои руки:

Честно скажу понравилось мне это дело:) Следующая девочка тоже будет от Dianna Effner, но высотой 12 или 14 инчей, полностью фарфор, будет натянута и глазки будут нарисованы. Примерно вот такого плана:


И еще попробую сделать знаменитую Брю. Если хотите все так же расскажу.
Спасибо за внимание
Всегда Ваша, Марина - AllforDoll