Мечта детства. Как я научилась плести вологодские кружева

Сколько лет прошло, а память вновь возвращает меня в тот памятный день. Раннее летнее утро. Солнышко украдкой пробирается сквозь тюлевую занавеску, дотрагивается тёплыми пальчиками до моего левого уха. Я сладко потягиваюсь на кровати, спать не хочется. Из соседней комнаты доносится хрустальный звон коклюшек. Я без тапок на цыпочках пробираюсь к дверям и замираю, подглядывая между занавесками, как бабушка плетёт кружева.

— И что так стоишь? — обернувшись ко мне, говорит бабушка. — Думаешь, не видно твоих босых ног из-под занавески? Марш одеваться! Сейчас соберу на стол.

Бабушка осторожно отодвигает рукоделие и, тихонечко шаркая ногами, бредёт к печи. Творожная запеканка зарумянилась. Бабушка ставит противень на стол и выходит в сени, чтобы из кладовки принести сметану. Я в это время возвращаюсь к кровати, быстро влезаю в ситцевое платьице, натягиваю короткие носочки, засовываю ноги в тапочки и бегу к умывальнику.

Пузатый самовар на столе ещё шумит. Они с дедушкой недавно позавтракали. Бабушка берёт чашку с блюдцем, наливает мне чай, говорит:

— Всё на столе. Ты ешь, а мне недосуг. Капитолине завтра нужно сдавать в «Снежинку» готовое кружево.

— Бабушка, почему тёте Капе надо сдавать, а плетёшь ты? — недоумеваю я.

— Да ведь друг другу помогать надо. Ей одной никак не успеть норму выплести.

— А норма — это сколько?

— Чем больше, тем лучше. Но не менее двух десятков. Вот смотри, на подставке, которую зовём пяльцы, лежит подушка, именуемая кутузом. Она набита головицей, то есть головками льна. Вокруг кутуза при помощи булавок закреплён сколок — это картон с будущим узором.

Бабушка Нины Гавриковой — Точина Александра Васильевна

У моей мамы раньше сколки были прорисованы на бересте. Помню, как папа ранней весной ходил в лес. Снимал большие листы коры с берёз. Приносил домой. Кору выпрямлял под гнётом. Мама прорисовывала нужный рисунок. Брала старый сколок, прокалывала иголкой дырочки и при помощи карандаша соединяла их в рисунок.

Видишь, нити, навитые на палочки — коклюшки, переплетаются между собой, образуя на сколке кружевной узор. Вот теперь давай меряй, сколько метров я выплела?

— А мне непонятно, почему вокруг кутуза?

— Потому что мерное кружево плетётся непрерывно. Рисунок на стыке сколка должен совпадать. Кутуз имеет форму цилиндра — или короткого обрубка толстого бревна. Поворачиваем его вокруг своей оси и плетём дальше. Обычно плетутся десятки, то есть длина полоски должна быть ровно десять метров.

Бабушка подаёт мне деревянную палку, которую она называет метром. Мы сначала распустили из моточка узкую кружевную полоску. Взяли кончик, приложили к метру, начали наматывать полоску кружева на метр:

— Один. Два. Три. Четыре. Пять. Шесть. Семь. Восемь. Девять... От десятого витка полоска кружева тянулась к кутузу.

— Вот видишь, меньше метра осталось доплести.

— А давай ты меня научишь плести, и я буду вам с тётей Капой помогать, — говорю я.

— Нет, учиться надо идти к Клавдии, моей сестре. Видишь — я сейчас плету только мерное кружево. Вот такие длинные полоски. Клавдия же плетёт всё.

— Что значит «всё»? — не унимаюсь я.

— Она плетёт сцепное кружево: салфетки, косынки, галстуки, скатерти, жилеты, шарфы. Мерное кружево измеряется в метрах, а сцепное — в штуках. Сцепное кружево всегда плетётся с помощью вязального крючка, для мерного кружева крючок не нужен.

В детстве и я пробовала, вроде как неплохо получалось. Помню, приехал однажды из артели приёмщик. Я сдавала своё сцепное кружево. Он уж и так его крутил, и этак. Потом смотрит на меня круглыми глазами и говорит: «Вот тебе за твоё усердие и отличное качество пыжиковая шапка». Ох и дорого они тогда стоили, эти шапки-то. А у меня особый интерес появился к кружевоплетению. Я даже из-за этого в школу перестала ходить.

Когда вышла за Оликсия замуж, тогда один за другим семеро ребятишек в избе появилось, некогда стало рукоделием заниматься. Теперь снохе немного помогаю, и то ладно.

— Ты поговоришь обо мне с сестрой?

— Нет, давай сначала у мамы разрешения попросим, а потом и к Клавдии схожу.

В тот день домой меня нёс счастливый ветер. От нас до бабушки полтора километра идти лесом. Я шагала по деревянным мосткам, быстро переставляя свои крошечные ножки.

Но разговор с мамой не получился. У мамы был свой взгляд на жизнь. Не дослушав меня, она возразила:

— Зачем тебе нужно это кружевоплетение? Ты что, как и я, всю жизнь будешь заниматься тяжелой работой? Нет уж. Сейчас хорошо учись, а когда вырастешь, то поезжай в город жить. Там будешь ходить по театрам, по выставочным залам, по музеям. Выйдешь замуж и будешь жить как человек. Не то что я — всю жизнь со скотиной да в навозе вожусь. Стираю, убираю, готовлю, мою посуду, вяжу, вышиваю, некогда газеты и книги читать, не то что в город в театр съездить.

Не могу вспомнить, сколько мне тогда было лет. Но не больше семи точно. Я ещё тогда в школу не ходила. В нашей семье было установлено негласное правило — перечить маме нельзя. Со стеклянными от слёз глазами я выбежала на улицу. Где я бродила до самого вечера, не помню. Но помню, как больно было где-то глубоко в груди. Там будто тлел огонёк надежды, а чья-то варварская нога с хрустом растоптала этот уголёчек.

За всю жизнь, пока была жива мама, я больше ни разу не поднимала этот вопрос. Но недавно на меня волной нахлынула ностальгия — по телевизору показывали наши вологодские кружева. И опять, как в детстве, шелохнулся уголёчек в груди.

Мамы теперь нет. Запретить никто не сможет. Но! Где взять кутуз, сколки, коклюшки, иголки? Раньше я могла попросить у бабушки, а теперь? По воле судьбы я с тридцати семи лет сижу в инвалидном кресле. Даже представить не могу, каким образом можно плести кружева, сидя в коляске? Но уголёчек внутри уже полыхал огромным пожарищем.

Попросила подругу, с которой дружим с детства и которая до сих пор ездит на нашу малую родину, чтобы она поспрашивала у кого-нибудь оборудование для кружевоплетения. Удача улыбнулась не сразу. Наша общая знакомая, тётя Катя Углова, узнав, что я хочу научиться плести кружева, сказала:

— А что? Для Нинушки мне не жалко всё отдать. Пусть с Богом плетёт.

Когда всё оборудование было у меня, подруга спросила:

— Хорошо, у тебя сейчас есть всё, чтобы плести кружева. Но кто тебя научит кружевоплетению?

— Не знаю, — в замешательстве ответила я.

Мне говорили, что в доме народного творчества курсы есть, туда из службы занятости женщин направляют. Но курсы для меня недоступны. Я живу на пятом этаже. Муж и сыновья просто физически не смогут столько раз сносить меня и поднимать обратно, чтобы я посещала занятия.

Но пути судьбы, как в лабиринте, заманчивы и непредсказуемы. И каждый день мне приносят что-то новое. Однажды вечером муж приходит с работы довольный и говорит:

— Мы сегодня ездили в село Архангельское. Не поверишь — я нашёл того, кто тебя научит плести кружева.

На следующий день приехала Ангелина Ивановна Проничева. Она научила меня плести кружева.


Самым значимым меня остается участие в двух Международных фестивалях кружева «Vita Lace». В 2011 году в Вологде я подарила на тот момент первой леди, Светлане Медведевой, кружевную косынку, которую, сидя в инвалидной коляске, выплела сама долгими, зимними вечерами. А в 2014-м я привезла со второго фестиваля диплом победителя в конкурсе «Мой кружевной наряд».

Надо сказать, что я кружева плету медленно. Потому что кружевницы подставку с кутузом держат ногами и переворачивают ее в зависимости от изгиба узора. У меня ноги не действуют, поэтому кутуз приходится брать в руки и поворачивать. Мои руки во время плетения находятся на весу, поэтому быстро устает спина. Приходится часто отдыхать. Но какое наслаждение я получаю от хрустального звона коклюшек! Неописуемая гордость распирает меня от одной только мысли, что моя детская мечта все-таки осуществилась — я умею плести наши вологодские кружева!

Личный опыт

Нина Павловна Гаврикова

Комментировать статью "Мечта детства. Как я научилась плести вологодские кружева"

Еще по теме "Мечта детства. Как я научилась плести вологодские кружева":

До Нового года осталось 8 пятниц. Почему именно пятниц? да не знаю. Просто так веселее начинать, а может и продолжать начатое дело. Ну что, мои дорогие, вы готовы? Что будем делать? Какой настрой? Что предлагаю я. Устраивать совместные разгрузочные дни, хотя бы 2 раза в неделю, но не голодовку. Начнем утренние, ну или вечерние зарядки, а каждые 3 дня будем добавлять новые упражнения. Только давайте не будем прикрываться плохой погодой, домашними заданиями по математике и прочей ерундой...

Разговор в нижней теме как то не заладился, а вернее пошел не в то русло, что пришлось свои сообщения удалить, а некоторые мои сообщения пришлись не ко двору и удалил сам автор темы:) Да считаю, что домашнее, индивидуальное, заочное, семейное обучение это кому какое нравится на выбор:) решением многих проблем с нашими детьми, тяжело первый год-два потом привыкаешь. и видишь только плюсы и основной плюс, что ребенок не приносит из школы всякую мерзость и не учиться этой мерзости, что...

Сложно поверить, но Московскому дворцу пионеров в этом году исполняется 80 лет. За все годы существования дворец перенес множество реорганизаций, неоднократно менял руководителей и даже внешний облик. Неизменным всегда оставалось только одно: высокий профессионализм его сотрудников и неугасающий интерес детей к занятиям. Давайте вместе вспомним, как все начиналось… Начало: 30-60-е годы В 1936 году на базе детского клуба «Трудовая команда» был основан Московский городской Дом пионеров и...

Что следует сделать вместе с вашим ребенком, чтобы счастливые воспоминания детства остались на всю жизнь: 1. Пускать вместе солнечных зайчиков. 2. Прорастить вместе семена. 3. Вместе с ребенком скатиться с высокой ледяной горы. 4. Принести с мороза и поставить в воду ветку. 5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок. 6. Смотреть на звезды. 7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой. 8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким. 9. Дырявить льдинки под струей воды. 10...

Исторические гуляния «Времена и эпохи. 1914/2014» – это лучшее, что может случиться с москвичами и гостями столицы 7 и 8 июня в музее-заповеднике «Коломенское». В четвертый раз в центре города оживет история, и гости фестиваля перенесутся в начало XX века, чтобы познакомиться с нравами и обычаями русского общества. Условно фестиваль разделен на два основных пространства – «Война» и «Мир», на которых расположатся площадки, отражающие быт социальных слоев начала прошлого столетия...

Ну, как соединить скворечники и пасхальную тематику? Мое воображение не придумало ничего умнее очередной корзинки (если вдруг кто не помнит, у меня во всех пасхальных проектах корзинки). Тем более мне попались чудесные весенние тряпочки, уже подобранные пакетом. А к ним неожиданно нашелся мотив из буклета-приложения к Cross Stitch Crazy, только я в нем часть цветов заменила на более подходящие к тканям. Вышивка на 18-й аиде, хотелось, чтобы квадратики не были огромными, в результате размер...

Потрясающе:-) вы большая молодец!!! я бы хотела пойти поучиться кружево плести:-) 28.01.2014 10:39:11, Кирен. Там по идее, замкнуто и не должно быть, но огрехи в плетении и зашивке есть, вижу их.

В детстве все же учили? Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! Поэтому при выборе сюжета для «снежной» новогодней игрушки я почти не задумывалась - у меня будет снежинка! Я перелистала, кажется, все сезонные журналы и архив схем и, наконец, нашла в блоге у Ирины Наниашвили в новогоднем буклете снежинку в красно-белой гамме. Но мне же хотелось «звезду кристальную», поэтому я вывалила на стол всё имеющееся тематически блестящее и выбрала...

1. Пускать солнечные зайчики. 2. Наблюдать как прорастают семена. 3. Вместе скатиться с высокой ледяной горы. 4. Принести с мороза и поставить в воду ветку. 5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок. 6. Смотреть на звезды. 7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой. 8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким. 9. Дырявить льдинки под струей воды. 10. Приготовить жженый сахар в ложке. 11. Вырезать гирлянды бумажных человечков. 12. Показывать театр теней. 13. Пускать...

Сегодня в школе проводили фотосессию. Выбрали девочек-старшеклассниц, взяли на «Мосфильме» советскую школьную форму – платья разного фасона, белые фартуки разных лет. Даже галстуки взяли аутоентичные, то есть с потертостями, бахромой на некоторых углах и даже с маленькими дырочками (все как у меня было, честное пионерское!) Брала я форму с некоторым недовольством, не люблю ее с детства – все одинаковые, каждый день одно и тоже, обязаловка и муштра! Но вот пришли наши старшеклассницы – 3 очень...

Салон ручного трикотажа. Вязание спицами, крючком, плетение кружева (коклюшечного, фриволите), вышивка. e-mail [email protected] www.evadesign.ru. СПб, Лиговский пр, 57-Г, офис 318.

Cсылка по технике плетения кружев. Интересная ссылка. Марья-искусница: рукоделие. Рукоделие: вязание, шитье, выкройка, бисер, валяние, декупаж. По ссылке плетение бабочки, если нажать на "Home", там ещё много разных инструкций.

Самые новые узоры

Вы хотите научиться вязать и плести?

«Конечно, да» - ответите вы мне.

Я даже знаю, как бы вы хотели учиться вязанию и плетению: быстро, качественно, с удовольствием.

Просто однажды сесть и за 2 часа связать хотя бы простой шарф.

Но вам кажется это невозможным, так как интернет наполнен статьями, как замечательно вы можете научиться вязать и как вообще здорово уметь вязать.

Что делать?

Учиться вязать и плести на моем сайте. Это удобно, быстро и качественно.

Я создаю свои курсы вязания и плетения специально для новичков. Я показываю все тонкости и особенности каждой работы. Все модели я записываю на видеокамеру. Вам остается только смотреть и повторять за мной.

Быстрый результат!

Обучаясь по моим видео, вы сразу сделаете простую и в тоже время красивую вещь, за 2 часа. И вам настолько понравятся эти виды рукоделия, что потом вы уже не сможете отказаться.

Нет ограничений для рукоделия!

Некоторые из моих учеников пишут мне: «Я живу на вашем сайте, уже связала кучу вещей для своей семьи».

У вас будет создаваться ощущение, что я рядом с вами, просто показываю, как начать, что делать дальше, как закончить.

Курсы доступны для пользователей любого возраста и пола, нет ограничений даже по знанию русского языка. Видео смотрят, учатся и покупают люди со всего мира.

А где вам такое предложат?

Вы можете учиться в любое время, смотреть бесплатные уроки сколько угодно раз. Где? На каких курсах по вязанию вам повторят одно и то же движение 100 раз? На моем сайте нет никаких ограничений!!!

Выбирайте то, что вам подходит!

Конечно, вы можете и дальше продолжать смотреть непонятные схемы и описания и искать ответы на форумах, тратить время и деньги, но не получать никакого результата. Можете еще записаться на курсы вязания или плетения. В Москве, например, такие курсы стоят от 5000 рублей в месяц. И поверьте, за месяц вы свяжите 3-5 простых вещей. Вы просто больше не успеете связать.

Учимся - БЕСПЛАТНО!

На сайте много бесплатных курсов.

Если вы захотите получить курсы VIP, то нужно всего лишь поучаствовать в популяризации сайта.

Самое главное - вы научитесь вязать и плести: РАЗ И НАВСЕГДА!!!

Вологодское кружево известно своей изысканной красотой и неповторимыми узорами далеко за пределами страны. Кружевницы затрачивают много часов кропотливой работы с коклюшками для плетения воздушных узоров и орнаментов, создавая уникальные изделия - салфетки, скатерти, шляпы, накидки, зонтики, пелерины и многое другое.

В статье расскажем, откуда появился такой вид искусства на Руси, как выполняются работы кружевницами, что необходимо знать начинающему мастеру про плетение коклюшками, какие материалы нужно подготовить, чтобы начать изготавливать даже простые кружевные вещи.

Искусство плетения вологодского кружева требует усидчивости, ловкости рук, терпения и аккуратности в работе. Даже небольшая ошибка способна испортить внешний вид изделия. Именно поэтому мастера используют специальную схему, которая носит название сколок. Как ее создавать и с ней работать, расскажем немного позже, а сейчас несколько слов об истории вологодского кружева.

Традиции

Придумали плетение из ниток французские и итальянские мастера еще в 16-м веке. В нашу страну привезли такие изделия русские князья, которые были очарованы воздушными кружевами. Традицию изготовления плетенных узоров продолжили мастера Вологодской губернии. Первое упоминание про вологодские кружева относится к 1820 году. Мастерицы-крепостные делали для помещиков украшения для одежды и белья.

Сначала женщины копировали узоры западных мастеров, но со временем начали воплощать в кружевах собственные творческие идеи. Количество мастеров росло с каждым годом, как и популярность такого искусства. Открывались фабрики, которые изготавливали изделия для продажи в Санкт-Петербурге и Москве.

Техника плетения вологодского кружева стала преподаваться в специализированных учебных заведениях, передалась из поколения в поколение. С начала 20-го века работы художниц выставлялись на выставках в Париже и Брюсселе, завоевывали золотые медали на различных конкурсах.

С появлением Интернета каждый желающий может научиться делать вологодские кружева. Рассмотрим и мы основы данного народного творчества. Для начала узнаем, чем эти кружева отличаются от любых других.

Уникальность техники

Основной особенностью вологодского кружева можно назвать наличие четкого разделения рисунка и фона. Орнамент представляет собой плавные широкие изгибы, напоминающие ленту, которая вьется непрерывной линией, нигде не пересекаясь. Это могут быть изображения цветов, птиц, животных и даже гербов или храмов. Фон при этом остается воздушным, невесомым, очень нежным. В итоге изделия получаются объемными и выразительными.

Народные промыслы вологодских кружев узнаваемы плетением длинной тесьмы, которая скрепляется "сцепками" или "решетками". Их мастера выполняют обычным вязальным крючком отдельно. Такие кружева называют "сцепными". Рисунки в такой технике получаются более разнообразные. Это уже не только цветы или растительный орнамент, но и всякие фантастические существа, геометрические фигуры, изображения людей и строений. Для плетения используют всего от 6 до 12 пар деревянных коклюшек (держателей ниток). Для тканных кружевных изделий их понадобится значительно больше (60 и более).

Есть мастера - "мерницы", которые делают кружево, создавая одновременно и рисунок, и фон. Это уже "парное" плетение. Часто оно представлено простыми мерными отрезками кружева. Из рулона отрезается нужное количество для декорирования одежды. Узоры в парных кружевах незатейливые, в основном это ромбы, треугольники, кружки и другие фигуры.

Элементы фона

Существует несколько вариантов заполнения фона для кружева:

  • "Насновки" - это детали, состоящие из плотных овалов или квадратов, заполняющих пустоты между изгибами тесьмы.
  • "Плетешки" - это узор, состоящий из тонких шнурочков, сплетенных в ажурную решетку.
  • Отвивные петельки на "плетешках" - это крученные нити, придающие фону большую воздушность.

Необходимые материалы

Для работы с кружевами нужно приготовить различные приспособления и материалы. Нити используют плотные и натуральные. Это хлопок или лен.

Основной инструмент для создания изделия - коклюшки. Это выточенные или резные деревянные палочки, у которых нижняя часть имеет утолщение, а сверху делается отделение для наматывания нити. Для каждого узора требуется разное количество коклюшек, поэтому покупать лучше целый набор (от 60 штук и выше). Делают их из клена или яблони, ели или калины. Долго будут служить можжевеловые.

Выполняют плетение на куфтыре. Это валик (труба из ткани), имеющий форму цилиндра. Для удобства он располагается на подставке - пяльцах. Наполняют валик соломой, опилками или овсяной шелухой.

Готовая схема узора из нитей называется сколок. Чертится он на белой или цветной бумаге и булавками крепится к валику. Тонкие "гвоздики" или булавки с бусинкой на конце во время работы будут удерживать нити. Их понадобится не одна сотня, поэтому на них не экономьте. Также для связывания тесьмы фоном понадобится вязальный крючок, размером 0,5-0,8 мм.

Сколки вологодского кружева

Это графическое изображение будущего полотна. Без такой схемы плетения невозможно сделать кружево. Раньше на подобные рисунки собирали средства всей деревней, бережно хранили и передавали от матери к дочери. Сейчас все намного проще. Сколок вологодского кружева можно просто скопировать из Интернета и отпечатать на принтере.

Для хранения его можно прикрепить на картон, а сверху положить лист кальки. Это значительно увеличит срок его службы, да и во время работы не будут пачкаться белые нити. Сколок должен иметь размер в натуральную величину. Точки соединения линий на схеме - это места размещения булавок.

Как нарисовать сколок самостоятельно

Сначала простым карандашом делается набросок линии, которая, нигде не пересекаясь, составляет непрерывный узор. Попробуйте сделать квадратную салфетку. Здесь не важны точные размеры, как, например, при плетении воротника или головного убора.

Чтобы получилась ровная широкая лента, воспользуйтесь плакатным пером. Обведите аккуратно линию, используя черную тушь. Это поможет понять, как будет смотреться узор на изделии. Потом переносится лента на другую бумагу через кальку двумя линиями, и вручную между ними размещают традиционные ломаные линии и точки, на которые будут прикалываться булавки. Зигзаги передают движение пары коклюшек внутри полотнянки.

Наматывание нити на коклюшки

Подготовка к работе включает наматывание нитей на деревянные коклюшки. Работают они только в паре, однако накручивание нитки происходит поочередно.

Рассмотрим подробнее, как это делается:

  • Удерживая в правой руке одну из парных коклюшек, левой прижимается нитка к узкому месту деревянной палочки.
  • Делается пару оборотов для укрепления конца нити.
  • Потом выполняют вращательные движения коклюшкой, чтобы на всю поверхность шейки равномерно намоталась нитка. В это время пальцами проверяют равномерность натяжения и распределение ее по всей длине.
  • Достаточно будет 3 метров нити. В конце делается петля, на которой будет прочно держаться палочка во время работы.
  • Дальше из мотка нужно отмотать столько же нитей и отрезать край ножницами.
  • Продолжение ее аналогично накручивается на шейку другой палочки.
  • Когда между коклюшками остается 20 см нитки, делается петля и надежно закрепляется вторая палочка.

Подготовка валика

Перед началом работы укрепляется сколок на валик. Для этого используют плотный картон, соответствующий размеру будущего кружева. Чтобы он не свалился с куфтыря, нужно его укрепить булавками по всем четырем сторонам. Затем на подготовленный картон прикрепляют сам сколок. Дальше предстоит кропотливая работа по накалыванию во все имеющиеся точки булавок.

Закрепление пары коклюшек

Закрепительная петля обеспечивает свободную работу коклюшек в паре, она прочно фиксирует намотку. Чтобы ее сделать, нужно, удерживая палочку в одной руке, большим пальцем хорошо натянуть нитку. Коклюшка заводится под ней, а верхнюю часть протягивают в петлю, чтобы ее затянуть. Так укрепляют все коклюшки, но длинной дугу не делают, чтобы коклюшка не свисала ниже куфтыря. Оставить необходимо примерно 15 см. Во время работы палочку держат за середину нижней ручки, к ниткам руками не прикасаются, чтобы они не испачкались.

Приемы плетения кружева

Перед началом работы по созданию кружева потренируйтесь в технике переплетения нитей между собой. На гвоздик вешается за середину нити пара коклюшек. Рядом прикрепляется еще один гвоздик со следующей парой коклюшек. В работе по плетению принимает участие сразу две пары палочек с нитками. Все узоры создаются переплетением нитей между собой. Это происходит перетаскиванием коклюшки с одного места на другое.

Рассмотрим два основных приема работы с нитями:

  • Перекинуть или перевить. Движение начинается всегда правой коклюшкой. Нитка с правого бока перекладывается поверх нити левой палочки в паре. Со временем вы должны научиться делать это движение одной рукой, используя только большой палец. В описаниях работы такое перекидывание обозначают печатной буквой "П". Витков может быть несколько, тогда в описании будет указано "П-П-П". Это означает, что перекидывание нитки делают 3 раза.
  • Скрестить. Обозначается в описании узора буквой "С". Данный прием состоит в перекладывании средней нитки левых коклюшек на среднюю нить правых. Крайние нитки остаются ровными, они пока не участвуют в работе. Держат коклюшки двумя руками, в каждой - по паре палочек. Выполняют данный прием переплетения обычно после перекидывания. В описании будет указано "П-С". Следите, чтобы движение было слева направо, то есть нитка слева должна лежать поверх нити справа. Также придерживайтесь во всех вариантах одинакового натяжения нити.

После прочтения мастер-класса вологодского кружева обязательно попробуйте сделать легкий узор, потренируйтесь накручивать нить на коклюшки, делать закрепительную петлю, перекидывать и перекрещивать нити между собой. Со временем научитесь выполнять небольшие задания. Дело не очень простое, поэтому придется набраться терпения. Удачи!

Красивый кружевной узор на весеннее - летнюю тематику с рисунком цветов-полукругов, найден в старых номерах журнала «Дуплет». Узор выполнен крючком непрерывным вязании тесьмы, которая является главным элементом вязания брюггского кружева, а лепестки образуют столбики с накидами. Любая модель кофточки, топа, юбки или платья связанная этим узором непременно будет выглядеть красиво и торжественно. Смотрите далее подробный мастер-класс по вязанию и описание выполнения данного узора.

Начальный первый ряд узора выполняет тесьма , для ее вязания наберите 4 возд.петли + 3 петли подъема, затем вяжите *4 ст. с/н, 5 возд. петель подъема, 4 ст. с/н, 3 возд. петли подъема*, повторяйте от* до*, учитывая что один раппорт узора составляет 10 рядов тесьмы, на одной стороне тесьмы должны быть расположены арочки из 5-ти возд петель подъема, на другой из 3-х.


Схема вязания узора



Для начала вязания 2-го ряда наберите 6 воздушных петель подъема от стороны тесьмы с арочками из 5-ти возд.петель и из первой арочки начинайте вязать тесьму *4 ст с/н, 5 возд. петель, повторите еще раз от*, 4 ст с/н, 1 возд. петля.


Далее первый лепесток А: сделайте 4 накида на крючок, крючок введите под арочку на схеме обозначенной буквой О, провяжите все накиды, затем вновь сделайте 4 накида, провязав снова все накиды, захватите рабочую нить и провяжите все петли на крючке, тем самым сделав два столбика с 4-мя накидами провязанные с одной вершиной.


Затем 2 возд. петли, 4 ст с/н, 2 возд петли и вяжите столбик-арочку с 8-ю накидами вводя крючок за первую арочку из 6-ти петель.


После последнего лепестка, провязывая вторую группу столбиков с накидом закрепляйте каждый столбик соединительной петлей в арочку, затем 3 возд.петли и соединительная петля в следующую арочку.


Начинайте вязать второй полукруг тесьмы набрав 3 воздушные петли подъема, вяжите второй полукруг, как и первый, делая на внешней стороне полукруга на первой арочке закрепительный столбик за арочку первого полукруга, а во второй арочке вяжите столбик из 7-ми накидов, который будет центром полукруга в следующем ряду. Закончив полукруг, также закрепите его на тесьме первого ряда и продолжайте вязать овалы до конца ряда.




Для начала вязания третьего ряда вяжите 3 возд. петли, сделайте соединительный столбик в арочку последнего полукруга, 6 возд.петель, столбик с 3-мя накидами из следующей арочки последнего полукруга, 14 воздушных петель.

Затем вяжите начальный ряд тесьмы из 4-х ст. б/н на последних воздушных петлях и начинайте вывязывать лепестки из столбиков с 4-мя накидами вводя крючок за арочку из столбика с тремя накидами.

Провязав три лепестка закрепите тесьму соединительными столбиками на вершине полукруга как в предыдущем ряду, сделайте 3 возд. петли, соединительный столбик в следующую арочку и начинайте вязать полукруг с 5-ю лепестками центром которого будет столбик из 7-ми накидов предыдущего ряда.

Не забывайте делать провязывая первую внешнюю арочку тесьмы закрепительный столбик соединяя с предыдущим полукругом и в следующей арочке столбик из 7-ми накидов.



Заканчивается 3-й ряд просто - после провязывания 3-го лепестка в арочку из столбика с 8-ю накидами, 4 ст с/н последний ряд тесьмы и тут начинается следующий ряд как 2-й с 6-ти воздушных петель подъема. При вязании последующих рядов узора повторяются второй и третий ряд.



Кружево - прекрасное творение человеческой фантазии, поражающее своим изяществом и воздушной ажурностью. Этот вид декоративного украшения издавна известен во многих странах мира. Так, в Европе, традиционно ценится итальянское, голландское и ирландское кружево, на востоке наиболее известным считается палестинское кружево, а Россия на весь мир прославилась своим вологодским кружевом.

История вологодского кружева берёт своё начало в XVII веке , именно тогда на Вологодской земле начали плести первые изделия. Развитие кружевоплетения в европейских странах дало толчок к формированию в России кружевного дела как промысла. В двадцатые годы девятнадцатого столетия в помещичьих усадьбах, расположенных недалеко от Вологды, создаются центры кружевоплетения, в которых крепостные кружевницы выплетают ажурные отделки к платьям московских и петербургских кокеток, подражающих европейской моде украшать одежду кружевами.

Спустя некоторое время кружевоплетением увлекались уже не только в помещичьих мастерских, но и в народе, так, если в конце XIX века плетением занимались около 4 тысяч мастериц, то в первом десятилетии XX века их было уже более 40 тысяч. После революции 1917 года в Вологде была открыта профессионально-техническая школа, обучающая плетению, и создан кружевной союз со своей художественной лабораторией.

До 1940 года из-под руки мастериц выходило в основном мерное кружево, используемое для отделки одежды. В дальнейшем мастерские стали производить большое количество штучных изделий, таких как салфетки, перчатки, скатерти, шарфы из кружева. В 1960 году на базе кружевных мастерских создаётся объединение, выпускающее мерные изделия, салфетки, покрывала, занавеси, а также эксклюзивные выставочные образцы, создаваемые по художественным эскизам.

На сегодняшний день вологодские шедевры известны во всём мире. Работы кружевниц не раз завоёвывали высшие награды на престижных европейских выставках, а в самой Вологде в 2010 году был открыт музей, в котором можно ознакомиться с уникальными изделиями ажурного промысла.

Узоры вологодского кружева

Изначально в кружевных мотивах прослеживалось большое количество растительных орнаментов. Мастериц вдохновляла живая природа , элементы которой в стилизованном виде они переносили на свои работы. Узоры, используемые в резьбе по дереву, которыми так богат Русский север, а также элементы декора, применяемые в ткачестве, служили примером для мастериц.

С течением времени мотивы орнамента несколько изменялись. Стали появляться геометрические фигуры, треугольники, квадраты, круговые узоры. После революции в изделиях появляются соответствующие символы эпохи. Наиболее часто в мотивах ажура встречаются следующие узоры:

Работы мастеров отличаются плавными линиями, чётким орнаментом и обилием растительных мотивов, которые повторяют изгибы травяных побегов, контуры лепестков и листвы. Характерной чертой вологодского кружева является широкая кайма, образующая узор, и тонкий, практически невесомый, сетчатый фон.

Все орнаменты выполнены в зеркальном отражении и расположены симметрично. Этот приём обеспечивает чёткость и строгость линий, которые и придают ажурному изделию ту неповторимую лёгкость и плавность, за которую так высоко ценятся во всём мире вологодские шедевры.

Плетение вологодского кружева

В последние десятилетия художественный интерес к Вологодскому ажурному ремеслу все возрастает, и многие люди хотели бы попробовать свои силы в плетении вологодского кружева. Мастер-классы для начинающих в большом количестве встречаются в интернете, для тех же, кто более углублённо желает заняться кружевным делом, наиболее правильным будет обратиться к мастеру кружевного плетения на коклюшках, который доступно объяснит все нюансы этого увлекательного процесса.

Бытует мнение, что изготовление кружева своими руками = процесс сложный и затратный, но это не совсем так. Создание узоров требует большого количества времени, а вот по сложности кружевное плетение можно отнести к среднему уровню. Для того чтобы научиться плести ажурные мотивы, необходимо подготовить специальные инструменты и приспособления, а именно:

Создание ажурного шедевра - это прежде всего кропотливая работа, и начинается она с наматывания нитей на коклюшки. Это процесс небыстрый и требует терпения и усидчивости. При плетении изделия в каждой руке мастерицы находится по две коклюшки. Вся работа происходит путём перемещения этих инструментов в руках.

Поскольку процесс плетения кружевных изделий довольно долгий, ряд мастериц создают имитацию вологодского ажура с помощью вязального крючка. Такое изделие выглядит нарядно, но ценится намного меньше, чем настоящее кружево, об изящности которого поётся в песнях.

Кроме того, эти уникальные изделия привлекают на Вологодскую землю множество туристов, едущих сюда для того, чтобы познакомиться с историей Русского севера и окунуться в атмосферу создания местных шедевров.