Обережный пояс мужской своими руками. Плетеные пояса и веревки – модная тенденция

Я решил сделать подробнейшее описание своего опыта в виде фото-урока только потому, что на сайтах посвященных этому методу как-то всё очень поверхностно написано и самостоятельно, разобраться там – нелегко. Да ещё к тому же, на примере очелья с простеньким свастичным орнаментом, а не с каким-то непонятным рисунком.

Будем плести очелье

1. Сделать 3-х миллиметровые деревянные пластины не у всех получится. Иногда предлагают сделать их из банковских пластиковых карточек или пивных подстаканников. Но думаю, что это не лучшая тема для плетения обереговой символики.

А посему предлагаю более простой подход к этой проблеме:


Взять обыкновенный картон формата А4 - расчертить его на 9 прямоугольных частей (7 на 8 см), заламинировать лист и потом разрезать его на эти 9 прямоугольников. Для удобства плетения, советую карточки нарезать как можно ровнее. И так сделать на всякий случай (ежели когда-нибудь придется плести пояс) 5-6 листов, т.е. будет 45-54 карточки. Хотя на ремень для бас-гитары мне потребовалось 60 карточек. Только повторяю, сначала расчертить, а потом, заламинировать. А не так как сделал я: сначала заламинировал, а потом по скользкому ламинату пытался расчертить. Затем дыроколом пробить 4 отверстия, но не в периметре прямоугольника, а в виде квадрата где-то 5 на 5 см. Дырокол желательно использовать острый т.к. чтобы внутренняя часть отверстий в карточке была гладкая, без ошмётков. А затем чуть притупить острые углы карточки. Потом как показано на фото, пронумеровать каждую карточку красным и черным маркером. Конечно же, со временем углы карточек сбиваются, и ламинат чуть отходит, но и таких достаточно, чтобы сплести очелья на большую семью и друзьям. А потом можно просто эти уголки подклеивать.

2. Лучше всего для такого плетения подходят нитки, в коих меньше ворса. Я использую "Ирис". Клубки с нитками удобно положить в тарелки, и поставить их на пол слева от себя.

3. В инете можно увидеть множество разных специальных конструкций для такого плетения. Но это, наверное, хорошо для тех, кто занимается этим профессионально. У меня же, другой способ, суть которого – обойтись тем, что есть практически в каждом доме. Тиски, письменный стол, струбцина, бельевые прищепки и 2 расчёски. Передний хвост закрепляю в тисках с расческой, а задний наматываю на струбцину. И плетение происходит не в воздухе (как в оригинале), а на столе.

4. Закрепите тиски на 13-15см от края стола и хорошо зажмите в них расческу.

5. Ложем карточку №1 лицом вверх. Теперь нарезаем 2 отрезка красных ниток и 2 из белых. Длина моего стола 1м, и поэтому длину ниток я беру 1м 80см. Теперь продеваем нитки в отверстия карточки: нитки того цвета, которым вы хотите сделать фон очелья (красные) продеваются в передние 2 отверстия, а нитки цвета орнамента (белые) - в задние.

Для того чтобы полотно очелья не было "поведённое" (кривая плоскость), надо в нечётные карточки все нитки продевать сверху, а во все четные продевать нитки снизу карточки. Или наоборот. В общем, важно чередовать способ протягивания

6. Вот все нитки проведены сверху. Красные нитки (фон) впереди, а белые (орнамент) сзади. Теперь сложите передние кончики 4-х ниток вместе, и завяжите в узелок.

8. Вот все нитки проведены снизу.

9. Теперь закрепляем второй узелок в расческу рядом с первым, и ложем вторую карточку на первую.

10. И так делаем все 19 карточек (не забывая чередовать способ протягивания ниток).

11. Поскольку центровка всех карточек теперь находится несколько выше стола, надо подложить под них какую-нибудь подложку (2-3см). В общем, после натягивания ниток на струбцину, вы сами определите ту высоту подложки, которая необходима, чтобы карточки не болтались в воздухе.

12. Теперь по бокам дабы карточки были в горизонтальном положении, обставьте их книгами на 1-2 см от них, т.е. не зажимать карточки, а просто, чтобы не падали.

13. Теперь закрепите на другом краю стола струбцину так, что стержень её был по центру ряда узелков на расческе. Можно просто промерить сантиметром.

14. Поскольку одним из важных условий качественного плетения является хорошее натягивание и отсутствие послаблений ниток, то необходимо весь задний хвост хорошо расчесать. Особенно хорошо надо расчесать участок ниток от карточек и за 20-30 см за струбцину. Расческу берите не густую. Натягивайте сильно, но конечно так, чтобы не выломать расческу.

15. Сделайте 4-5 оборота и зажмите прищепками. Уберите книги от карточек.

16. Сделайте от оставшегося ламинированного картона вот такую "фишку" и намотайте на неё нитки, которые вы используете в качестве фона очелья т.е. красные. Это будет УТОК. В прочем уток можно сделать в любой момент, а не именно сейчас. Например, до продевания ниток в карточки.

17. Стяните проволокой, если необходимо, нитки до ширины не более 22-25 мм. Закрепите начало ниток какими-нибудь плашками. Например, у меня дубовые плашки. В сущности, особой необходимости в этих плашках сейчас нет, но мне, например, нравится, когда первый сплетённый ряд во что-то упирается.

18. Теперь проложите уток между верхними и нижними нитками, и "подбейте" его линейкой к плашкам.

19. Теперь приступаем непосредственно к плетению.
Для этого с помощью программы GTT я создал свою программку очелья на 19 карточек:


Я намеренно не писал 2, 4, и.т.д. ряды т.к. они делаются в точности с предыдущим, т.е. 2-я как 1-я, 4-я как 3-я, 6-я как 5-я и.т.д.


В начале у нас все карточки расположены так, чтобы красная нумерация была наверху.

20. 1 и 2-ю карточки поворачиваем на 90 градусов по часовой стрелке.

21. Затем с 3-й по 11-ю поворачиваем также на 90 градусов уже против часовой стрелки. Затем с 12 по 14 по часовой стрелке. С 15 по17 против часовой стрелки. И 18 с 19-й по часовой.

Небольшое отступление:
Обычно принято делать квадратные карточки, а не прямоугольные. Но я предпочитаю прямоугольные т.к. допустим, когда вы делаете какую-нибудь строчку и вас отвлек, например телефон или ещё что-нибудь, то сев опять за стол, вы сразу видите, где вы остановились т.к. за счет прямоугольной формы карточек видно - какие стоят горизонтально, а какие вертикально.

22. Сначала переплетение подбиваем пальцами.

23. Затем поджимаем линейкой. Убираем линейку.

24. Затем прокладываем уток между верхней и нижней нитками, опять берем линейку, прижимаем ей уток, и не сильно его натягиваем, т.е. до упора и не более. Необходимо на всём протяжении плетения очелья уток натягивать с одинаковой силой, чтобы ширина очелья была одинаковая, а не сужалась или расширялась в разных местах. Ну, этот опыт со временем придёт.

25. Теперь делаем вторую строчку, т.е. в точности повторяем все переворачивания карточек первой строчки. И после этого также, подбиваем пальцами ладони - линейка - прокладываем уток, прижимая его линейкой.

26. Теперь все карточки опять в горизонтальном положении, но уже черной нумерацией вверху.

27. Далее делаем 3 строчку:
с 1 по 8-ю поворачиваем против часовой стрелки, с 9 по 11-ю по часовой, 12-14 против часовой, 15-17 по часовой, и 18-19 против. Ну а далее, как и прежде: подбиваем пальцами - линейкой - прокладываем уток - натягиваем его и поджимаем линейкой. А затем делаем 4-ю строчку, т.е. повторяем 3-ю. И не забываем прокладывать уток.

28. И вот так делаем до 12-й строчки (коия является, напоминаю - повтором 11-ой).

29. Вот мы первый раз прошли всю программку и получили первый коловратик. Когда мы приступали к первой строчке, то у нас все карточки были красной нумерацией сверху и уток справа от очелья. Теперь перед выполнением программки второй раз, у нас опять должна красная нумерация быть вверху и уток справа. Вообще иногда проверяйте цвет нумерации всех карточек. Перед выполнением 1-й, 5-й, 9-й строчек все карточки должны быть красной нумерацией вверху. А перед 3-й, 7-й и 11-й - черной. Если у какой-либо карточки не тот цвет сверху, то вы допустили ошибку. А посему, надо срочно возвращаться, т.е. распутывать и обнаруживать место ошибки. А распутывать не просто, т.е. надо идти с места остановки и переворачивать все карточки обратно тому направлению, коие указано. В общем, распутывать и обнаруживать ошибку, не имея опыта это, как правило – триллер, где «Чужой» - отдыхает. Часто учащийся при распутывании ещё раз запутывается, и в итоге берет ножницы и всё кромсает. И вообще бросает это творчество. А посему, советую быть очень внимательным. Поначалу я даже музыку не рекомендую слушать т.к. она может отвлечь.

30. В общем, таким образом, делаем 6-7 коловратов т.е. по сути 6-7 раз проходим всю программку. Из-за увеличения длины сплетённого участка, увеличивается сила натяжения нитей, и каждый новый коловрат получается несколько длиннее предыдущего. Но это не страшно, т.к. после замачивания в воде очелья, оно «сядет» и все коловраты выровняются.

31. Обставляем (как и раньше на 1-2 см от карточек) книгами карточки.

32. Отвязываем от струбцины хвост. Естественно после плетения и хвост переплёлся. Поэтому, отделяя группу ниток с каждой карточки от остального пучка, расплетаем её.

33. Пододвигаем карточки вместе с подложкой и книгами ближе к тискам. Освобождаем расческу. И зажимаем в тиски между деревянными плашками часть сплетенного участка.

34. Затем натягивая левой рукой задний хвост ниток, правой рукой отодвигаем подложку с карточками и книгами от тисков, т.е. на прежнее место (середину стола).

35. Теперь, как и раньше, начинаем тщательно расчесывать хвост ниток, и прежде всего участок от карточек и до 20-30 см за струбцину. И опять наматываем на струбцину, и закрепляем хвост прищепками. Убираем книги. Поджимаем линейкой ослабший в процессе перестановки уток. И далее делаем ещё 6-7 коловратов.

36. И таким образом надо сделать нужную длину очелья. Какая нужная? Замерьте длину окружности своей головы, и прибавьте 9-10 см. Это необходимо т.к. плетение после стирки "садится" где-то на 4-5 см. и плюс 4-5 см. в на хлёст. На "среднюю" длину головы надо где-то 27-28 коловратов.

«Лети листокъ на восток на грудь белу ему кто дорог приятенъ сердцу моему на память дарю» — нитки красная, белая, синяя свиваются, сплетаются, перекручиваются, на узком ярком полотне проступают эти нехитрые, однако безмерной надежды слова…

«Поясъ — развяжись, земле — расступись!»

Моментов, когда народная одежда оказывалась распоясанной, немного, и все они — чрезвычайные.

Сговор с потусторонней силой

Замыкаясь вокруг живота (жизни ) человека, тельник охранял от всякого зла — исходящего от людей, стихий, потусторонних сил. Но были такие случаи, когда человек по своей воле снимал оберег, открывался.

  • Распоясанной русская рубашка оказывалась, когда хозяин отправлялся искать клад, добывать цвет папороти в Купальскую ночь — по-другому клады не открывались, папоротник цветка не показывал.
  • Девушка, желая узнать суженого, снимала наживотник, клала на ночь под подушку, приговаривая: «Пояс мой, пояс, покажи жениха да поезд».
  • В некоторых губерниях верили, что вытканный за «един день» из остатков льна кушак, который нужно надеть один поверх одежды, позволяет увидать на Радуницу (Родительский день, вторник Фоминой недели) всех умерших родных.
  • Молодая, входя после венчания и пира в комнату для первой брачной ночи, снимает венчальный пояс и бросает его на печь (по другой версии это делает муж) — так она вверяет себя хозяину дома, домовому, и мужу, признавая последнего полным хозяином над её животом (жизнью).

В обычной жизни только колдуны, оборотни, ведьмы не опоясывались, чтобы не поймать самим себя в ловушку и не потерять силу.

Роды, беременность

Народные платья не предполагали частой перемены: рожала баба в чём была и где была — в поле, на покосе, скотном дворе, в избе. Нередко роды были тяжёлыми, тогда развязывали на роженице кушак и нательник, расплетали косы. Так же поступали и женщины, находившиеся при родах и помогавшие повитухе.

Случается, что и сейчас, отправляя дочь или внучку на роды, наказывают ей распустить волосы, расстегнуть пуговицы, развязать завязки, если окажутся на одежде.

А в далёких сибирских деревнях до сих пор некоторые бабки-лекарки лечат от бесплодия тем, что заставляют мальчика завязать на женщине кушачок. Носить его нужно постоянно: говорят — помогает.

Однако делать такие поясочки — на беременность, к рождению ребёнка, лучше самой женщине. Потому далее мы расскажем, как сплести шнурок самым простым способом — дёрганьем.

Плетём тонкий поясок — нательный, на русский сарафан или косоворотку — на пальцах

Техника дёрганья — самая простая и самая древняя из всего множества, что сейчас известны.

  • Чтобы сплести прочный шнур, берут 5 ниток одинаковой толщины, одного цвета или разноцветных, в 2 раза длиннее, чем будущее изделие.
  • Нитки складывают пополам, свободные концы собирают пучком, надёжно закрепляют на чём-либо на уровне груди, петли надевают на пальцы — указательный, средний, безымянный правой руки; средний и указательный — левой (рисунок А).
  • Свободным рабочим пальцем оказывается левый безымянный. Им захватывают петлю с указательного правой, протягивают через другие петли на правой руке (рисунок Б).
  • Теперь справа — 2 петли. Их перекидывают на указательный и средний, освобождая безымянный, который становится рабочим и проделывает те же манипуляции, что безымянный палец левой руки — зеркально.

…Рассказывать о поясах можно много: как их завязывали, ткали-плели, украшали, сколько полагалось сделать девушке до замужества, какой — к свадебному костюму, как с их помощью уберечь скот и дом. Если эти истории покажутся вам интересны, мы к ним обязательно вернёмся.

Хочется добавить одно: изучая архитектуру и эстетику народного костюма, самых мелких его деталей, убеждаешься в необыкновенной мудрости наших предков, в явном обладании удивительными знаниями, которые нам только предстоит возродить и усвоить.

косичек и шнуров. В работе могло находиться от 3 до 15 и даже более нитей. Плетёные косички могут быть разными: узкими и однотонными, широкими и разноцветными и наоборот. Косички можно использовать как пояс, как тесьму, как ручки для сумок. Для плетения косичек годятся и тесьма, и нити, и шнуры.

Например: плетеные пояса — они всегда сопровождали человека с древних времен. Пояса завязывались поверх одежды и были обязательны. Плели пояса из льняных или шерстяных нитей. Пояса были и широкими и узкими, простыми и с орнаментом. Пользовались для плетения разными способами.

Цветная косичка из семи нитей

Видео

Для начала нужно нарезать нити, их длина должна быть в 1,5 – 2 раза длиннее готового изделия. Затем приступаем к работе. Располагаем нити в нужном порядке, завязываем узел и булавкой прикрепляем к валику или подушке.

У нас нити располагаются в следующем порядке: светлая, тёмная и так далее. Теперь берём светлую нить крайнюю слева кладём на рядом лежащую тёмную нить и пропускаем под следующими двумя (светлой и тёмной).

Теперь тоже самое проделываем с правой стороны: светлую нить на тёмную и под две (светлую и тёмную).

Всё дальнейшее плетение продолжается по принципу: пропускаем крайнюю нить под соседней и накладываем на две следующие. И вот в итоге что получается:

Если плести немного по другому: крайняя нить на две соседние сверху и вниз под следующую нить; так продолжать с двух сторон попеременно, то получается:

Нити для плетения пояса можно использовать разных цветов.

Плетеный пояс из ниток

Пояс - это маленькая, но очень важная деталь гардероба. Не всегда получается подобрать пояс к одежде. Решение такой задачи может быть очень простым. Если к наряду подойдет плетёный пояс, то сплести его можно из ниток, тесьмы, лент.

Срочно подруге понадобился пояс. Времени для изготовления - день. Цвет пояса - бежево-коричневый. Длина пояса 1,50 см.

Отмеряем и нарезаем нити: «Астра» персиковые нити в 4 сложения, светло-коричневая синтетика (катушечные нитки №80) в 28 сложений, «Сирень» коричневая нить в 4 сложения, льняная крученая нить в 2 сложения. Из того что было собрала ассорти. Связала в пучок 7 прядей и плела как косичку. На концах пояса завязала узелки.

Подпоясанного человека «бес боится»

Еще в начале 20 столетия пояс был неотъемлемой частью славянской одежды: повседневной, праздничной, ритуальной. Самые разнообразные узорные пояса еще в 1920гг насилии в будни и праздничные дни, взрослые и дети, мужчины и женщины. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз.

Завязывался пояс узлом спереди или с боку чтобы концы свешивались на 20-40см и более. Способ навязывания поясов, обозначал их длину которая варьируется от1,5 до 4м., отдельные пояса достигают 5-6м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22мм) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44,45мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка(6,5-88,9мм).

Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение обще принятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать и т.д.».

Пояс как часть одежды человека принимающая форму круга повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д.
Поэтому пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь празднования дня Бога Купала при поисках клада.

С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. Так у Белорусов при переходе в новый дом хозяин перетягивает все членов семьи за пояс. Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.

Магические свойства пояса, скрепляющего союз молодых использовался в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в одно целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха невеста кидала поясок на печь(показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая идя поводу, ложила поясок на сруб колодца. Подметая хату завязывая поясок на веник. Есть сведения что иной раз невеста раздавала на свадьбе более ста поясков.

Поясом связывали первый сноп урожая. При первом выгоне скота в поле у восточных славян было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. Его также привязывали к рогам коровы, клали к пастухам в сумки. Первую борозду вели коня за пояс. При покупку скота его вводили в новый дом через пояс. Во Владимирской губернии в этот момент приговаривали: «забывай старого хозяина, привыкай к новому.».

В славянской традиции пояс это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами. В тамбовской губернии с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика, она целовала его и дарила «девич пояс». Если поясом с изображением «зайчика» опоясать свою супругу во время беременности то она будет рожать только мальчиков, продолжателей рода. Широким мужским поясом спелиновывали младенца. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д.

Обереговые свойства пояса знахари при необходимости могли усилить определенным заговором.

Для изготовления поясов использовались различные способы и техники. Наиболее красочными и разнообразными орнаментами отличаются бранные пояса тканные на ниту, бердо или сволочку.


Скачать книгу "Ткачество поясов на нитку (сволочке)"

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.