Прорезная резьба по бересте. Техника выполнения контурной резьбы

Вконтакте

Традиционный русский народный художественный промысел резьбы по берёсте, известность которому принесли мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии России.

Шемогодская прорезная береста, пожалуй, самый известный берестяной промысел в России. Знаменит он и за границей. Название свое промысел получил от речки Шемоксы, что впадает в Северную Двину ниже Великого Устюга.

неизвестен , CC BY-SA 4.0

К 1882 году в Шемогодской волости В. Устюжского уезда помыслом занимались 168 человек. Вот что писалось в Очерке кустарных промыслов Вологодской губернии:

«Лучшие бурачники в деревне Курово-Наволок. Они делают по заказу чрезвычайно изящные бураки».

Имеются в виду изделия, украшенные прорезной берестой: туески, блюда, перчаточницы, пеналы, дорожные шкатулки и другие изделия. Изящный растительный орнамент, вырезанный мастером, украшал стенки и крышки изделий. Береста на темном или золотистом фоне выглядела как дорогой материал. Естественно, и изделия были привлекательны для покупателя.

Из книги «Доброе ремесло» А.В. Шутихина, с сайта Северная береста

История промысла

В 1918 году резчики из деревни Курово-Наволок объединились в кооперативную артель (в 1935 переименована в артель «Художник»).

На Шемоксе существовала ещё одна артель, созданная в 1934 году Николаем Васильевичем Вепревым. Называлась она «Солидарность». В эту артель были приглашены лучшие резчики, которые старались сохранить традиции шемогодской резьбы.


Шкатулка, нач. XIX в. Туес, конец XVIII в& неизвестен , CC BY-SA 4.0

В военные и послевоенные годы существовал цех резьбы при «Шемогодском мебельном комбинате». В 1964 году производство сочли экономически невыгодным, обе артели были закрыты, а мастера уволены.

Потребовались большие усилия, чтобы шемогодская резьба была вновь восстановлена. Это произошло в 1967 году, когда при «Кузинском механическом заводе» был создан цех по изготовлению шкатулок, туесов и других изделий, украшенных прорезной берёстой.


Туес. Деталь. XIX век. Шемогодье Великоустюгского уезда. Резьба по бересте. ГРМ. неизвестен , CC BY-SA 4.0

После неудачных «новаций» 1950-1960-х годов промысел вновь начал активно развиваться. В 1981 году создаётся художественно-производственный комбинат «Великоустюжские узоры», продолжающий традиции ажурной вязи.

Растущий спрос

В связи с большим спросом на изделия промысел постоянно расширялся. Работали не только мужчины, но и женщины, дети. 21 ноября 1908 г. в дер. Погорелово была открыта крестьянская ремесленная школа.

Изделия с прорезной берестой в основном шли за границу. В США были модными шкатулки для перчаток, автоматы для папирос. Франция и Германия тоже пользовались изделиями с речки Шемоксы.

Революция 1917 г. мало повлияла на работу мастеров.


неизвестен , CC BY-SA 4.0

Советской республике нужна была твердая валюта для подъема народного хозяйства. В 1918 г. кустари деревни Кирово-Наволок по инициативе мастера А. В. Вепрева объединились в Шемогодскую кооперативно-производственную артель.

Перечень выпускаемых изделий был велик: платочницы, перчаточницы, табачницы, чайницы, рабочие ящики, коробки с выдвижными крышками, автоматы для папирос, коробки книгой, восьмиугольные и пирамидами.


неизвестен , CC BY-SA 4.0

В 1928 г. представительство Госторга предполагало реализовать в Германии берестяных изделий на 5000 рублей золотом. А в 1930 г. Всероссийский союз промысловой кооперации обязался поставить па экспорт Кустоэкспорту берестяных изделий на 10000 рублей золотом.

Производство шемогодских берестяных изделий продолжалось до ликвидации промкооперации в 1960 г. Сейчас фабрика «Великоустюжские узоры» продолжает работать с берестой.

Описание

Орнаменты шемогодских резчиков, называемые «Берестяным кружевом», использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.


неизвестен , CC BY-SA 4.0

Узор шемогодской резьбы состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках - круглые розетки, ягодки, трилистники.

Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов - «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу чёткой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линей, сеточки.


неизвестен , CC BY-SA 4.0

В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда - даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью данной резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.

Шемогодская резьба по бересте

Фотогалерея




Полезная информация

Шемого́дская резьба́
Шемого́дское - сельское поселение в составе Великоустюгского района Вологодской области, название происходит от реки Шемо́кса

ГДЕ КУПИТЬ?

Посмотреть, выбрать и приобрести изделия Шемогодской резьбы можно в интернет-магазине «РУССКИЕ РЕМЁСЛА» .

И.А. Вепрев

Самым известным мастером этого промысла был Иван Афанасьевич Вепрев. Именно его изделия получили большую известность и принесли славу шемогодской бересте.

Мастер имел десять медалей и дипломов различных выставок и ярмарок, в том числе и медаль Всемирной выставки 1900 г. в Париже.

В 1882 г. на Всероссийской промышленной ярмарке его изделия были удостоены премии и полностью куплены императорским двором. Стоили они очень дорого: от 5 до 13 руб. за штуку, в то время как заработок крестьян, занимавшихся бурачным промыслом, по сведению Ф. Арсеньева, составлял 16 руб. за 6 зимних месяцев.

Степан Бочкарёв

С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В Государственном Историческом музее есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочкарёва. Это шкатулки и табакерки первой половины XIX века со сценками на сюжеты басен Эзопа, с изображениями животных и архитектурных сооружений.

Технология

На подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся основные контуры изображения. Затем острым ножом вырезают рисунок и удаляют фон. Силуэтный орнамент украшают мелкими порезками.

Тиснение наносят на берёсту все тем же тупым шилом. После этого пластина берёсты наклеивалась на изделие, выполненное обычно из мягкой древесины (осины), иногда фон подкрашивался или подклеивалась цветная фольга.

От металла к бересте

Провести хронологическую границу превращения крестьянского ремесла в промысел очень сложно.

Первое упоминание о берестяных вещах как о товаре мы находим на страницах путевого дневника отставного секунд-майора, Петра Челищева, посетившего Великий Устюг в 1791 году.

Это немногословное свидетельство дает основание предполагать, что в XVIII веке данный прием художественного оформления предметов из бересты в крестьянской среде был все же преобладающим по причине, прежде всего, меньшей трудоемкости творческого процесса, хотя вовсе не исключается существование производства вещей, украшенных сеченой берестой.

Такому выводу не противоречат датируемые второй половиной XVIII столетия те немногие, чудом сохранившиеся изделия с Резной берестой, происхождение которых исследователи связывают с Великим Устюгом.

На примере декоративного решения некоторых из них хорошо видна связь резной бересты с искусством просечного железа, процветавшим в городе в этот период.

Возможно, техника художественной обработки металла стала применяться и получила свое новое развитие в другом материале - бересте, но не исключено, что эти два вида просечки существовали самостоятельно и одновременно.

Береста – это кора березы, которая является уникальным природным материалом. Милые береза- украшение русских лесов, олицетворение юности и целомудрия

Среди бесконечного огромного мира растений Земли только береза имеет белоснежную кору.

Кора березы имеет своеобразное строение. Поверхностный слой ее выделяется белым цветом.

За ним следуют тончайшие многочисленные желтоватые слои, которые составляют так называемую бересту - прочный, гибкий, не поддающийся гниению материал, уникальное природное образование.

Эти свойства поставили бересту в ряд жизненно необходимых для человека материалов. Из бересты гнали черный деготь, ладили легкие лодки, кровлю для шалашей,


плели лапти и болотные сапоги, куртки и картузы, бутылки и чернильницы, рожки и дудочки, ласкающие ухо.

В специально изготовленных туесах и коробах хранились жидкие вещества – молоко, сметана, кедровое масло, различный животный жир, мед, соленая рыба и многое другое.

Туеса из бересты - что термос: сметана в них не скисает, рыба зимой не смерзается, а в жару не портится.

Все эти продукты могли хранится бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Швы в изделиях заделывались так плотно, что не пропускали влагу.

Из специально обработанной бересты изготавливали сумки, одежду, обувь,
которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи.
В стародавние времена на Руси бересту в большом количестве использовали
для письма. До наших дней хорошо сохранились письмена древних новгородцев - берестяные грамоты, донесшие до нас картины жизни той далекой поры.


Береста - один из самых поэтических материалов народного декоративно-
прикладного искусства. Подобно одеждам, она надежно защищает дерево
от различных невзгод. По весне, в яркие солнечные дни, белоснежная
кора отражает палящие лучи светила. Осенью берестяной «плащ»
защищает ствол от попадания влаги, гнилостных микробов,
в зимнюю пору - от трескучих морозов.

Производством изделий из бересты занимались мастера многих губерний. Прорезную бересту использовали для украшения художественных изделий.

В каждом крупном центре производства берестяных изделий складывались свои приемы украшения вещей, в которых нередко использовались узоры, орнаменты с изображением птиц и растений.


Всевозможные изделия из бересты мастер выполняет с тончайшей резьбой и тиснением, в сочетании они гармоничны. Искусно варьируя узоры, он заставляет каждый предмет как бы звучать по-своему.


Береста очень теплый материал. Даже в холодной комнате она на ощупь теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой.


Очень часто приходится слышать от женщин, долгое время работающих на компьютере, что обод из бересты снимает усталость, а зачастую и нормализует давление.


Каждое изделие неповторимо.

Изделия из бересты очень красивы – их мягкое очарование с налетом русской старины заставляет людей тянутся к таким предметам всей душой…

Прорезная резьба по бересте. Мастер-класс

Многие люди, начинающие работать с берестой, задаются вопросом: как делать прорезную резьбу

Во-первых нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо. Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо.


Также нам понадобится набор стамесок для резьбы по дереву

Так как я раньше учился резьбе по дереву в “Татьянке”, то у меня в наличии вот такой набор стамесок.

Еще нам необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.

Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Как мы помним, береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.

Начинаем работу

Первое, что нам необходимо сделать – это подготовить тот рисунок, что мы будем вырезать. Для этого вполне достаточно распечатать на принтере необходимый рисунок, приложить его к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур.






Береста – это кора березы, которая является уникальным природным материалом. Милые береза- украшение русских лесов, олицетворение юности и целомудрия

Среди бесконечного огромного мира растений Земли только береза имеет белоснежную кору.

Кора березы имеет своеобразное строение. Поверхностный слой ее выделяется белым цветом.

За ним следуют тончайшие многочисленные желтоватые слои, которые составляют так называемую бересту - прочный, гибкий, не поддающийся гниению материал, уникальное природное образование.

Эти свойства поставили бересту в ряд жизненно необходимых для человека материалов. Из бересты гнали черный деготь, ладили легкие лодки, кровлю для шалашей,


плели лапти и болотные сапоги, куртки и картузы, бутылки и чернильницы, рожки и дудочки, ласкающие ухо.

В специально изготовленных туесах и коробах хранились жидкие вещества – молоко, сметана, кедровое масло, различный животный жир, мед, соленая рыба и многое другое.

Туеса из бересты - что термос: сметана в них не скисает, рыба зимой не смерзается, а в жару не портится.

Все эти продукты могли хранится бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Швы в изделиях заделывались так плотно, что не пропускали влагу.

Из специально обработанной бересты изготавливали сумки, одежду, обувь,
которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи.
В стародавние времена на Руси бересту в большом количестве использовали
для письма. До наших дней хорошо сохранились письмена древних новгородцев - берестяные грамоты, донесшие до нас картины жизни той далекой поры.


Береста - один из самых поэтических материалов народного декоративно-
прикладного искусства. Подобно одеждам, она надежно защищает дерево
от различных невзгод. По весне, в яркие солнечные дни, белоснежная
кора отражает палящие лучи светила. Осенью берестяной «плащ»
защищает ствол от попадания влаги, гнилостных микробов,
в зимнюю пору - от трескучих морозов.

Производством изделий из бересты занимались мастера многих губерний. Прорезную бересту использовали для украшения художественных изделий.

В каждом крупном центре производства берестяных изделий складывались свои приемы украшения вещей, в которых нередко использовались узоры, орнаменты с изображением птиц и растений.


Всевозможные изделия из бересты мастер выполняет с тончайшей резьбой и тиснением, в сочетании они гармоничны. Искусно варьируя узоры, он заставляет каждый предмет как бы звучать по-своему.


Береста очень теплый материал. Даже в холодной комнате она на ощупь теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой.


Очень часто приходится слышать от женщин, долгое время работающих на компьютере, что обод из бересты снимает усталость, а зачастую и нормализует давление.


Каждое изделие неповторимо.

Изделия из бересты очень красивы – их мягкое очарование с налетом русской старины заставляет людей тянутся к таким предметам всей душой…

Прорезная резьба по бересте. Мастер-класс

Многие люди, начинающие работать с берестой, задаются вопросом: как делать прорезную резьбу

Во-первых нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо. Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо.


Также нам понадобится набор стамесок для резьбы по дереву

Так как я раньше учился резьбе по дереву в “Татьянке”, то у меня в наличии вот такой набор стамесок.

Еще нам необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.

Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Как мы помним, береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.

Начинаем работу

Первое, что нам необходимо сделать – это подготовить тот рисунок, что мы будем вырезать. Для этого вполне достаточно распечатать на принтере необходимый рисунок, приложить его к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур.






Одним из любимых материалов у мастеров была береста. Из нее плели корзины, солонки, короба, обувь (лапти, ступни). Из комбинированных изделий (древесина и кора) самым распространенным был туес, состоящий из пластовой бересты и сколотня (берестяного цилиндра).

Береста обладает антисептическими свойствами, что позволяет хранить продукты в берестяной посуде долгое время. Кроме утилитарных предметов в крестьянской избе встречались игрушки из бересты — плетеные мячи, погремушки (шаркунки), «берещаные» фигурки. Из бересты делались и простые музыкальные инструменты — рожки и дудки. Лентой из бересты обвивали горшки, стеклянные бутыли, рукоятки орудий труда.

Берестяные промыслы, когда-то широко распространенные на всей территории страны, сохранились в северных, северо-восточных районах европейской части России, в Поволжье и Сиби-ри. Кузовки из коры вяза делаются только в Брянской области (Малое Полпино). К сожалению, в настоящее время промысел находится не столь распространен, а кузовки изготавливают только отдельные мастера.

Если вы бывали в лесу, то, скорее всего, хоть раз да видели гнилой берёзовый пень. Если ударить по нему ногой, он рассыплется в труху, а вот береста останется крепкой. Береста долговечна и не гниёт, и люди давно поняли это. В избах её клали под нижний венец избы, чтобы в дом не проникала влага. Бересту использовали для создания влагоустойчивой обуви, обшивки лодок-берестянок, изготовления туесов, которые сохраняли их содержимое холодным даже в жару. Одним из исторических источников стали широко известные берестяные грамоты, донёсшие до нас образцы древнерусской письменности. Берёзу использовали как бумагу, благодаря её упругости.
Изделия из бересты, использующиеся в быту, часто украшали прорезным узором. Городом, где больше, чем во всех остальных местах занимались резьбой по бересте, был Великий Устюг.
Береста легко поддаётся обработке, даже используя незамысловатые инструменты, можно выполнить разные декоративные работы.

Самый главный инструмент при создании прорезной бересты - резак. Нужны также пробойники (Ручные инструменты для пробивания небольших отверстий в различных материалах) - их делают из листовой стали, свёрнутой в форме трубок разного диаметра. Профилям таких трубок можно делать разной формы: овальную, квадратную, треугольную, круглую. Трубки необходимо вбить в рукоятки из дерева и заточить их внешнюю сторону.
Также пригодятся в работе чеканы и притуплённое шило. Чем больше разных инструментов, тем интереснее получится рисунок.

Заготовки бересты следует запланировать на конец мая/ начало июня, именно в это время года береста имеет особенно красивый оттенок и легко снимается. Снимайте бересту только с уже поваленных деревьев!

Следует счистить наружный белый слой с помощью наждачной бумаги и убрать остатки коры с лицевой (внутренней) стороны.
Свежая береста расслаивается легко, а вот засохшую надо будет распаривать горячей водой и разделять на слои с помощью ножа.
Чтобы береста стала прямой, положите её между двумя дощечками и придавите грузом.

Для обработки бересты понадобится доска (лучше липа или осина). Береста крепится к такой доске с помощью канцелярских кнопок, а сверху закрепляется лист нетолстой бумаги, с нанесённым на него рисунком, далее рисунок необходимо обвести по контуру твёрдым карандашом, чтобы отпечаток рисунка был виден на изделии, в дальнейшем можно его обвести шилом и непосредственно на бересте.

Сложные части рисунка надо вырезать резаком, а для мелких часто повторяющихся элементов хорошо подходят пробойники. Для того чтобы сделать узор ещё более интересным, используются чеканы, по ним слегка стучат молотком так, чтобы в бересте появилось углубление или выпуклость. Осторожно, если вы не уверены, что у вас получится именно углубление, а не сквозная дырка, лучше потренируйтесь работать чеканом на пробном кусочке бересты. Чеканы и пробойники служат для упрощения одинаковых элементов на изделие. Шило используют для изображения коротких линий и точек.

После того как ваша работа завершена, надо аккуратно снять бересту с доски и приклеить её на фон - гладкую бересту, цветную фольгу и т. п. Для склеивания необходимо использовать столярный клей и делать это под прессом. Если во время работы потеряет цвет и свежесть, то её следует протереть маслом (подсолнечным или льняным) при помощи мягкой губки или тряпки.
Готовое изделие можно использовать для украшения пенала, закладки, подставки для карандашей, чехла для очков и множества разных предметов, которые встречаются нам в быту.

Итак, наш мастер-класс по изготовлению узора на бересте путем прорезной резьбы:

Инструменты

Во-первых нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо. Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо.

Также нам понадобится набор стамесок для резьбы по дереву

Так как я раньше учился резьбе по дереву в "Татьянке", то у меня в наличии вот такой набор стамесок.

Еще нам необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.

Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Как мы помним, береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.

Начинаем работу

Первое, что нам необходимо сделать – это подготовить тот рисунок, что мы будем вырезать. Для этого вполне достаточно распечатать на принтере необходимый рисунок, приложить его к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур.

Чтобы сделать тиснение на бересте можно использовать много различных приспособлений, но чтобы получить полную гамму рисунков, советую использовать инструмент для тиснения по коже.

Вот несколько примеров тиснения по коже:

Эффект будет таким же, только ввду того, что береста более хрупкая, рассчитывайте силу при ударе молотком:) Потренируйтесь на не нужном куске бересты.

Рамка вокруг рисунка обводится с помощью металлической линейки, это вполне проверенный способ сделать ровную линию.

После все, немного отдохните.

Для того, чтобы приклеить наш рисунок на украшаемый предмет, берём клей ПВА, губку для посуды, и небольшими легкими движениями наносим клей, клей наносится как на предмет, так и на бересту, помните клея много не нужно, иначе он у вас вытечет из орнамента и потом всё это будет иметь довольно-таки непрезентабельный вид.

Удачи ВАМ в ваших начинаниях!

Оценка информации


Записи на схожие темы


Геометрический узор, исполненный трехгранновыемчатой резьбой . Эта резьба считается одной из самых...бересты , и без того очень красивую по цвету и фактуре, украшали резьбой ... район, деревня Поднегла Дерево, береста , резьба . 10,5x8x8,5. Привезено экспедицией...

Художественная обработка бересты является одним из видов народного декоративного искусства, сохранившим до наших дней традиционные приемы и методы обработки природного материала.

Благодаря своим замечательным свойствам (прочность, гибкость, устойчивость к гниению), береста издавна широко применялась в быту. Все разнообразные берестяные изделия народов России можно условно разделить на три группы:

1. Вещи, сделанные из целого куска бересты, наиболее простые по форме: чекманы (широкая и низкая четырехгранная открытая посуда), кузовки, набирушки.

2. Плетеные изделия разнообразных форм и размеров: маленькие солонички, огромные сумки-заплечники, плетеная обувь и т. д.

3. Сшивные изделия, наиболее сложные и трудоемкие: бураки, короба.

Разнообразны и способы украшения берестяных изделий: выскабливание и гравирование, тиснение и резьба, роспись красками.

Ознакомление детей с художественной обработкой бересты, практическое обучение их техническим приемам этого ремесла вполне доступно в домашних условиях, причем не только в местах функционирования народных промыслов, но и там, куда их влияние не распространяется. Главное, чтобы рядом был взрослый человек, который сам или умеет или желает обучаться этому ремеслу и передать хоть искру своей увлеченности ребенку.

Для прорезного орнамента необходима береста ровная, гладкая, без сучковых отверстий, наплывов и наростов. Сразу скажем о том, что заготавливать бересту можно только с поваленных во время плановых рубок деревьев. Растущие деревья для заготовок использовать ни в коем случае нельзя: снятие коры ведет к гибели дерева.

Береста по своим качествам бывает различна. По наблюдениям специалистов-берестянников, качество ее зависит: от возраста дерева; от местности, где растет береза; от здоровья березы.

На молодых березках (3-4 лет) бересты совсем не бывает. На березах 15-25 лет береста тонкая, чистая и мягкая. На очень старых березах и близ комля береста бывает с наростами, трещинами и темными черточками. Лучшая береста - на средних березах, толщиной 75-100 см в обхвате.

С берез, растущих на слишком сырых, болотистых местах, береста получается непрочная, с шероховатостями, со множеством мелких и крупных черточек.

На открытых солнечных местах береста малорастяжима, непрочна. Лучше взять бересту с берез, растущих на умеренно влажных местах, в умеренно тенистых лесах.

Березы, пораженные болезнями, насекомыми, грибами, дают очень плохую бересту. Хороший материал дают совершенно здоровые деревья, и при этом береста должна быть снята на некоторой высоте от земли.

Бересту с деревьев снимают различными способами, в зависимости от назначения: узкими лентами; листами или пластинами; сколотнями.

Для прорезной бересты понадобится листовой или пластовый материал (он проще всего снимается со стволов деревьев).

Делается разрез бересты вдоль всей гладкой части ствола; края разреза слегка отгибаются ножом, а затем руками вся береста вокруг ствола снимается. Если на стволе встретится толстые сучья, то береста снимается частыми (небольшими) пластинами, которые могут быть использованы на небольших изделиях.

Бересту для изящных, художественных изделий надо хранить особенно тщательно. Для этой цели необходимо прохладное, сухое, затемненное помещение. Сложенная в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются темные и беловатые пятна. От солнечных лучей у бересты через 4-5 дней ухудшается окраска, она становится красноватой. От продолжительного лежания на свету береста становится совершенно белой. Все изменения в цвете бересты сопровождаются ухудшением ее прочности, гибкости, растяжимости.

Для хранения бересту сложите в пачки и уложите их между двумя досками, прижав их сверху грузом, чтобы береста не скручивалась.

Техника резьбы по бересте не отличается особой сложностью. Инструменты для резьбы просты и могут быть изготовлены в домашних условиях. Для работы потребуется следующее: нож-резак; шильце (притуплённое и отшлифованное); линейка, угольник и циркуль для разметки рисунка; подкладная дощечка, на которой выполняют резьбу.

Основной инструмент при резьбе по бересте - нож. Это тот же нож, которым мы пользовались, выполняя деревянные наборы в технике маркетри, декорируя шкатулки.

Изготовление берестяных изделий состоит из: а) подготовительных операций; б) процесса резания орнамента; в) монтажа, при котором берестяная полоска с готовым прорезным орнаментом соединяется с поверхностью какого-либо изделия.

Подготовительные операции заключаются в расслоении бересты, в разрезании ее на полоски, пластины, заготовки, в снятии наружного слоя и отслоившихся кусков, в разметке рисунка орнамента.

Снятая с дерева береста бывает довольно толстой, а для резных работ необходимы более тонкие пластины (0,5-0,8 мм), которые можно резать, не прилагая больших усилий. Чтобы получить бересту нужной толщины; ее расслаивают. Сразу же после снятия с дерева (пока не просохла) береста сравнительно легко расслаивается. А высохшую бересту сначала надо распарить в горячей воде в течение 3-4 ч и лишь потом расслоить. При этом пользоваться деревянным ножом. В местах "прилипания" одного слоя к другому им удобно отделять слои, не опасаясь повредить их.

Внутреннюю сторону бересты называют лицевой, на ней и режут орнамент. Наружный белый слой очищают наждачной бумагой.

Заготовку, соответствующую форме и размерам предметов, которые хотят украсить прорезной резьбой, располагают для вырезания на подкладной доске. На ней шильцем по линейке наносят основные членения рисунка: каемки, центральное поле. Затем наносят растительный узор центрального поля. Для этого проще всего взять кальку с нарисованным заранее рисунком, наложить ее на заготовку и твердым карандашом или шильцем передавить рисунок на бересту. Если он получится недостаточно заметным, можно дополнительно обвести его притуплённым шилом, убрав кальку.

Процесс резания орнамента . Для приобретения навыков резьбы по бересте следует проделать простые упражнения, выполняя сначала несложные рисунки.

Для этого на обрезках бересты, непригодных для качественных изделий, шилом проводят несколько параллельных линий на небольшом расстоянии друг от друга. В этих полосках режут такие простые элементы, как ромбики, треугольники, овалы, чаще всего применяющиеся в каемках (1, 2). Затем следует переходить к несложному растительному орнаменту (3, 4, 5). Наиболее употребительный элемент растительного орнамента - это трилистник, обрамленный полукруглым стеблем. Чтобы успешно резать растительный орнамент, необходимо научиться выполнять этот элемент изолированно или в упрощенном растительном орнаменте. Лишь после того как будут выработаны первичные навыки резьбы и рука обретет некоторую уверенность, можно приступать к резанию какой-либо законченной композиции. После того как будет закончен узор, основные его мотивы отделываются "чертежкой" и мелкой прорезкой: мелкие прорези на ягодках, листочках расчерчивают шильцем, имитируя рисунок растительных прожилок.

Все это придает рисунку большую живость, выразительность и законченность.

Монтаж . Берестяная полоска с вырезанным орнаментом традиционно вклеивается в гладкие углубления на стенках украшаемого предмета. Такое усложнение технологии декорирования изделий объясняется необходимостью предохранить от поломки мягкий и со временем делающийся хрупким материал. Поверхность углубления или всего изделия предварительно тонируется, что дает красивое сочетание рисунка прорезной бересты и фона изделия. Для этой же цели можно использовать цветную фольгу: ее сначала наклеивают на берестяную полосу с прорезанным орнаментом, а затем уже вклеивают в углубление на изделии. Работа покрывается лаком (кроме углублений), а резная береста не лакируется, она должна сохранять свой естественный цвет.