Старая хохлома. Хохломская роспись для начинающих: техника, образцы узоров

Публикации раздела Традиции

Загадки узоров русских росписей

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Мастер начинал работу с битья баклуш - готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок , они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой» .

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку , куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты - с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор . Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи .

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин - красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской - до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты - это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок . Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу ... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина … Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

Александр Котухин, миниатюрист

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким , который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией» . По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве» .

Хохломская роспись узнаваема ничуть не меньше, чем гжель. Роскошные узоры и сочетания оттенков, характерный тандем красного и золотого, цветы и ягоды, диковинные птицы — все это не может не привлекать внимания и завороженно изучать каждую линию. Профессионалы уверяют: в выполнении хохломская роспись очень проста, и если разобраться в принципах ее создания, освоить технологию сможет даже человек, ни разу в жизни не державший кисть.

Для понимания выполнения данной технологии важно понимать ее суть и особенности: не только сочетание определенных линий и завитков делает «хохлому» «хохломой», но и то, что в них вкладывается, как они соединяются, и какой образ создают в целом. На развитие хохломской росписи значительно повлияли восточные орнаменты ковров и шалей, а также русские узоры домовой резьбы в виде стеблей и листьев. Церковь тоже внесла свою лепту в виде общей цветовой гаммы: черный и чистый красный, золото — тона глубокие, сильные. Все это породило изначальную технологию волжских мастеров и осталось в основе нынешней «хохломы».

  • Рисунок в хохломской росписи строится на «ведущей», представленной плавной раскидистой ветвью. Она постепенно расширяется за счет добавления разнообразных элементов, подразделяемых на основные (крупные цветы, грозди ягод и т.д.) и побочные (мелкие листья, одиночные ягоды, травинки). При этом основной элемент должен находиться по центру.

Изначально хохломская роспись подразделялась на 2 категории, отличающихся стилистикой исполнения узоров: «верховое» письмо и «кудрину». Последняя стала наиболее известной — это темный (красный или черный) фон, по которому выписаны изящные и сложные завитки и природные элементы. Схема работы та же — сначала ведущая ветвь, затем добавочные детали. «Кудрина» выглядит более тяжелой, наполненной, нежели «верховое» письмо, которому свойственен золотой фон с обилием травинок разного размера, а остальные орнаменты выполняются или под ягодку, или под листок. Кроме того, само расположение рисунка должно представлять собой квадрат, который может вытягиваться в ромб.

  • Что касается технологии работы, то здесь также есть некоторые нюансы: хохломская роспись никогда не пишется четкими линиями, и этапа предварительного эскиза в ней нет. Мастер сразу выполняет задумку краской, что обуславливает определенную мягкость даже самых мелких и тонких узоров.

Также следует отметить, что некоторые орнаменты выполняются не вручную: точнее, рисуют их, конечно же, кистью, но через трафарет — такой прием используется достаточно давно и может быть скомбинирован со штамповкой, для которой используют фетровый или деревянный инструмент.

Несмотря на то, что некоторые узоры могут быть созданы через трафарет, учиться хохломской росписи все же стоит с простейших орнаментов кистью. Для этого подберите несколько очень тонких и маленьких (00, 01) кистей с ворсом белки или пони (он должен быть мягким), и, ориентируясь по прописям, сначала обведите несколько раз предложенные узоры, затем попытайтесь вывести их на штрихованных подсказках, а после — на той же бумаге или чистом стекле.

  • Травинка или осочка . Самый простой и базовый узор: чуть выгнутая вбок линия, максимальный нажим кисти в середине, у краев сходит «на нет». Утолщение производится очень плавно и имеет минимальную степень.
  • Завиток . Следующий по сложности элемент; нажим кисти не изменяется, остается одинаковым по всей протяженности узора; линия скручивается улиткой.
  • Капелька . На ней хорошо тренировать нажим: кисть ставится основанием ворса, после чего проворачивается на 180 градусов и начинает осторожно сниматься с поверхности. Одновременно с этим ее нужно потянуть вперед. Когда одиночный узор будет получаться, пробуйте выполнять по 2 капли зеркально.
  • Кустик . Представляет собой собранные веером капельки, в основании которых ставится маленькая точка кончиком кисти.
  • Листочек . Самый простой способ выполнить этот узор — вывести зеркально отражающиеся травинки, выгнутые наружу, после чего заполнить внутреннюю пустоту тем же цветом. Более сложная версия — не отрывая кисть, регулировать нажим и направление, выводя овал с заостренными концами.

После освоения тех узоров, которые рисуются только кистью, рекомендовано попробовать ягодные элементы: для них необходим штамп, изготавливаемый самостоятельно — он создаст основу рисунка. А мелкие детали также будут добавлены кистью. Чтобы сделать штамп, достаточно взять трубочку-соломку, прикрепить вниз круг бумаги, и обмакивать эту часть в краску.

  • Брусничка выполняется простой штамповкой алых кругов, которые не нуждаются в дополнениях.
  • Смородинка — несколько собранных возле травинки кругов-ягод, на которых после расставляются одиночные золотые точки кистью.
  • Рябинка — кроме кругов-ягод необходимо дорисовать очень узкие и вытянутые капельки и листочки в основании грозди. Также обязательны крапинки кистью с золотой краской.
  • Малинка . Гроздь из 6-ти кругов-ягод, которые уже ставятся без соблюдения расстояния, через наложение друг на друга. Блики рисуются по технике травинок, после проставляются точки кончиком кисти. Чашелистик — собранные вместе травинки, веточка — листья и тонкая линия.

Хохлома — это лишь малая часть богатого культурного наследия русского народа

Значение художественного творчества в культуре любого народа сложно переоценить. Это именно то, что на протяжении веков вбирает в себя традиции, особенности этники, делает нацию неповторимой, узнаваемой и богатой духовно. На Руси из поколения в поколение передавались тайны и секреты технического и технологического мастерства. С течением времени искусство совершенствовалось, так рождались народные промыслы, которые в современном мире, без преувеличения, возведены в ранг искусства. Одним из наиболее совершенных художественно народных промыслов считается хохлома, причудливые переплетения которой известны и любимы далеко за пределами России.

Истоки промысла

Знаменитая роспись хохлома не только выглядит сказочно, но и рождение такого искусства окружено легендами и оплетено волшебством.

Хохлома — это красочная и весьма детальная роспись

Известно, что хохлома — русский народный промысел, истоки которого берут свое начало в округе славного и величавого Великого Новгорода. В связи с появлением знаменитой росписи есть легенда. Давно, на берегу живописной реки, в нижегородской округе, жил умелец с «золотыми руками». Он искусно вырезал из дерева ложки-плошки, а потом раскрашивал их волшебным образом, да так, что всем казалось, будто они сделаны из чистого золота! Слава о народном умельце быстро разнеслась по округе, а потом докатилась и до самого царя. Правитель был рассержен, почему такой талантливый мастер, и вдруг не у него в услужении при дворе. Послал тогда царь служивых в глухие леса, чтоб доставить искусника ко двору. Искали прислужники мастера, а он словно сквозь землю провалился. А случилось следующее: умелец волшебным образом узнал, что идут за ним слуги царя, и скрылся из виду, да так, что никогда его больше и не видели. Но перед уходом обучил он своему мастерству добрых людей, чтобы в каждой избе плошки да ложки сверкали золотом.


Русский народ украшал хохломой посуду, столовые приборы и многое другое

На самом деле же есть научный факт, что роспись по дереву и особую технологию принесли на Заволжье раскольники, которые бежали, спасаясь от жестокого царского гнета. Среди беглых раскольников было немало искусных умельцев, иконописцев, художников. Они и научили местное население такой необыкновенной росписи. Красиво раскрашенную посуду продавали в большом торговом селе, которое называлось Хохлома. Когда у купца спрашивали, откуда он привез такое диво, он охотно отвечал: «Из Хохломы!». С тех пор так и повелось именовать необычайно красивую, в русском народном стиле, роспись хохломой.


Резьба по дереву и роспись под хохлому по сей день являются достаточно популярным русским ремеслом в некоторых районах

Особенности промысла

Любой народный промысел является неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства. Главная особенность хохломской росписи — это неповторимый золотой отлив. Интересный факт, что на самом деле в росписи нет ни капли настоящего золота.


Золото хохломы выглядит очень богато

Россыпь красок, чудные орнаменты, глубокий смысл каждого рисунка и символизм — все это выделяет искусство росписи в народном стиле. Каждый промысел имеет свои особенности, которые и делают искусство рисунка узнаваемым во всем мире, хохлома не исключение.


Роспись хохломой довольно разнообразна

Характерные черты следующие:

  • определенная цветовая гамма рисунка с использованием всего лишь нескольких сочных оттенков;
    Популярное сочетание красного и золотого
  • высокая художественность рисунка;
    Для хохломы характерно наличие множества мелких деталей
  • исключительно ручная работа;
    Работа тонкая и кропотливая
  • отсутствие строгой геометрии, плавность форм и линий;
    Изысканные узоры хохломы
  • большая образная выразительность росписи;
    Роспись хохломой — это четкие акценты и яркие узоры
  • особые технологии нанесения рисунка;
  • классическая роспись выполняется, как правило, по дереву.
    Чаще всего — это деревянная посуда

Такого уникального эффекта добиваются при помощи особых технологий, основы которых неизменны на протяжении нескольких веков.

Ручная роспись под хохлому

Технология создания

Так исторически сложилось, что Русь во все времена славилась народными умельцами, слава о которых шла далеко за ее пределы. Все дело в том, что наши предки умели не только создавать, но еще и сохранять все традиции, передавая их своим потомкам. Именно поэтому каждый промысел — это не только невероятная эстетика, но еще и строгая технологичность процесса создания народного шедевра. Все дело в особых секретах и правилах, которым мастера следуют и сегодня:


Хохлома состоит их множества традиционных художественных приемов и техник, зная секреты и особенности которых можно выполнить ее самостоятельно. Деревянная посуда, которую украшает роспись в хохломском стиле, — это не только красиво, но еще практично и экологично.


Роспись под хохлому позволяет создавать такие вот шедевры

Такая роспись — это классика народного промысла. Те, кто знает толк в искусстве, именуют промысел «золотой осенью». И действительно, палитра, блеск, невероятно душевный и понятный каждому рисунок, — все это пронизано теплом и свежестью ясного осеннего дня.

В чем секрет такого уникального искусства? Все дело в том, что при нанесении рисунка используется определенная цветовая гамма. Это обусловлено тем, что истоком хохломской росписи стала иконопись, поэтому многие цвета в таких разных промыслах все же перекликаются между собой. Традиционные цвета представлены золотом, оттенками красного, черным. Иногда узор дополняется желтым, зеленью, коричневым оттенком или белым. Чтобы рисунок был фактурным, четким и ярким, по традиции для росписи используются краски с масляной основой. Нанесение рисунка — процесс творческий, требует не только соответствующего состояния души, но и определенных знаний.

Виды росписи

Точки расцвета народный русский промысел достиг в XVIII веке. Этот период был действительно благодатным для творческого развития народа. Хохлома в это время уже оформилась, появилась классификация видов хохломского промысла.


Старинные изделия с хохломой можно найти в многочисленных музеях

Основными типами хохломского письма являются верховой и фоновый. Каждый имеет свою технологию и особенности. Верховой тип письма выполнялся на пролуженной поверхности, мазки при нанесении красок мягкие, пластичные, в итоге творческой работы создается ажурная хохлома. Верховой тип росписи делиться на несколько видов орнамента:



Красивая хохлома под ягодку

    Орнамент «пряник». Традиционный стиль художественного письма характеризуется вплетением орнамента в геометрическую фигуру. Это может быть круг, квадрат или ромб, посередине которого выполняется стилизованный рисунок в виде солнца. Такой вид верховой росписи более простой в техническом исполнении, нежели травяной или ягодный. Его главная уникальность в том, что он напоминает оригинальное солнце с лучами, которое всегда находится в движении.

Кроме верхового письма, хохломская роспись может быть фоновой. Из названия становится понятно, что перед нанесением рисунка обязательно наноситься фон. Как правило, это красный или черный цвет, а вот рисунок на нем остается золотым. Такой вид письма делится на два вила: роспись Кудрина или «под фон».


Фоновая хохлома прекрасно смотрится на посуде

Техника «под фон» сложна в исполнении и требует определенного уровня мастерства, но такие изделия имеют наивысшую ценность. Особенностью фоновой росписи Кудрина является стилизованное изображение цветов, завитков или плодов. Главную роль в орнаменте играет контурная линия.


Роскошная роспись фоновой хохломой

Все виды хохломского письма необычайно художественны, орнамент напоминает невероятной красоты ковер или полотно. На самом деле, выполнить такую роспись своими руками можно самостоятельно, не обладая художественными сверхвозможностями. Специалисты утверждают, что главная задача — это «набить руку», то есть, тренировать выполнение всевозможных мазков, уловить нажим кисти и нюансы техники.

Мастер класс «Роспись под хохлому»

Не посудой единой

Сегодня хохлома используется не только в производстве сувенирной продукции или посуды. Хохломские узоры — это новый тренд в современном мире высокой моды. Именно они являются частью популярного во всем мире стиля a la russe, который уже успел покорить многих. Первым, кто использовал хохломские орнаменты в одежде, стал Денис Симачев. Блузки, юбки, топы, брюки, — все это щедро украшалось хохломой, что стало настоящей революцией в мире моды. Кроме невероятно самобытных вечерних нарядов, была представлена уникальная коллекция спортивной одежды, которая также была украшена народными хохломскими мотивами.

С тех пор такой орнамент украсил не одну коллекцию, с каждым сезоном только набирая обороты популярности. Аутентичные принты в современной моде помогают в создании неповторимого и оригинального образа. Но есть важный совет от стилистов: если вы надеваете яркий топ, украшенный пестрым золотым орнаментом, дополнить образ следует однотонными брюками или юбкой, чтобы достичь гармонии и баланса.

Сегодня хохломской орнамент воспринимается нами, как нечто родное, легкое и невероятно живописное. Роскошная роспись не только способна украсить наше жилище или модный образ. Глядя на филигранные узоры, на ум приходят приятные воспоминания, глаз радует буйство красок, сочность и витиеватость орнамента. Безупречная хохлома, как ни один другой промысел, способна нам передать тепло рук мастера и частичку его души.

Роль художественного творчества в культуре любой нации сложно переоценить. Это собственно то, что на протяжении столетий накапливает в себя традиции, неповторимость этники, превращает народ в уникальный, духовно богатый и узнаваемый. На Руси по наследству передавались секреты технологий и техник мастерства. С годами искусство совершенствовалось, так возникали народные промыслы, которые в настоящее время возведены в категорию искусства. Одним из наиболее превосходных художественных народных промыслов является хохлома – удивительная роспись, которая известна и любима, как в России, так и за ее пределами.

История промысла

Известная роспись хохлома не только смотрится сказочно, но и появление такого искусства окутано легендами и переплетено волшебством.

https://flic.kr/p/WrFMnj

Хохлома – русский народный промысел, истоки которого берут свое начало в районе славного и величественного Великого Новгорода. В связи с возникновением выдающейся росписи есть легенда. Когда-то на берегу прекрасной реки в нижегородской области жил мастер с «золотыми руками». Он умело вырезал из дерева ложки-плошки, а затем раскрашивал их удивительным образом, что всем казалось словно они выполнены из чистого золота. Известность о народном умельце быстро распространилась по окрестностям, а потом дошла и до самого царя. Правитель был разгневан, почему такой талантливый человек и не у него служит при дворе. Тогда послал царь слуг в леса, чтобы привели умельца ко двору. Искали они мастера, да так и не нашли. А произошло следующее: умелец случайным образом узнал, что за ним идут слуги царя и спрятался да так, что никогда его больше и не видели. Но перед уходом научил он своему делу людей, чтобы в каждой избе плошки да ложки переливались золотом.

В действительности же есть научный факт, что роспись по дереву и необычную технологию принесли на Заволжье раскольники, которые убегали, спасаясь от царского гнета. Среди беглых раскольников было немало искусных мастеров, художников, иконописцев. Они и научили местных жителей такой красивой росписи. Необычно раскрашенную посуду продавали в большом селе, которое называлось Хохлома. Когда у купца спрашивали откуда он привез такое чудо, он с радостью отвечал: «Из Хохломы!». С того времени так и принято называть невероятно красивую в русском народном стиле роспись хохломой.

https://flic.kr/p/5ToGao

Резьба по дереву и роспись под хохлому до сих пор является довольно популярным русским ремеслом в некоторых районах России.

Особенности промысла

Любой народный промысел выступает неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства. Основная особенность хохломской росписи – это удивительный золотой отлив. Интересно то, что в действительности в росписи нет ни капли настоящего золота.

Сочетание красок, дивные орнаменты, глубокий смысл каждого рисунка – все это выделяет искусство росписи в народном стиле. Каждое ремесло обладает своими особенностями, которые и делают искусство рисунка узнаваемым во всем мире, хохлома не является исключением.

https://flic.kr/p/9o1mBk

Для хохломской росписи характерны следующие черты:

  • Определенная цветовая гамма рисунка с применением всего лишь нескольких насыщенных оттенков. Наиболее популярное сочетание золотого и красного оттенка.
  • Высокая художественность рисунка. Для хохломы свойственно наличие множества мелких деталей.
  • Эксклюзивная, тонкая и кропотливая ручная работа.
  • Плавность форм и линий, отсутствие строгой геометрии.
  • Огромная образная выразительность росписи. Хохломская роспись представляет собой четкие акценты и яркие узоры.
  • Специальные технологии нанесения рисунка.
  • Классическая роспись делается обычно по дереву, чаще всего это посуда.

Такого необычного результата добиваются при помощи особых технологий, принципы которых остаются неизменными на протяжении нескольких столетий.

https://flic.kr/p/EHSkwc

Технология создания

Исторически вышло, что Русь во все времена гордилась народными мастерами, известность о которых распространялась далеко за ее пределами. Сложилось так, что предки могли не только создавать, но еще и беречь все традиции, рассказывая их своим потомкам. Поэтому каждый промысел – это не только удивительный шедевр, но еще и последовательная технологичность процесса появления народного изделия.

Все дело в особых правилах технологии, которыми умельцы придерживаются и в настоящее время. На первом этапе производиться изготовление заготовок . На Руси такая работа называлась «бить баклуши». Процесс этот довольно ответственный и кропотливый: сперва готовятся бруски необходимого размера, а затем с них убирается все лишнее при помощи специальных резцов. Так брускам придается требуемая форма миски, тарелки, ложки, чашки, горшка или любых других предметов. Главный секрет состоит в том, что для заготовок берут сырое дерево, поэтому оно должно обязательно просушиться.

После следует этап масляного покрытия. Испокон веков мастера использовали олифу или льняное масло, эта традиция осталась и сегодня. Маслом заготовки покрываются в несколько слоев, прежде просушивая каждый предыдущий. Масляное покрытие дает изделию тот глянец и ту гладкость, который и выделяет это ремесло среди других.

https://flic.kr/p/bDyLE3

Важным этапом обработки перед тем, как собственно расписывать изделия является лужение. Такое мероприятие осуществляется при помощи добавления алюминиевого порошка. Старая технология позволяет получить эффект невероятной зеркальной поверхности. После всех этапов подготовки можно подходить к выполнению росписи.

Хохлома состоит из множества традиционных художественных техник и приемов, зная особенности и секреты, которых можно реализовать ее самостоятельно. Деревянная посуда и различные изделия, украшенные росписью в хохломском стиле, являются не только красивыми, но еще безвредными и практичными.

Хохломская роспись – это классика народного промысла. Те, кто знает смысл в искусстве, называют промысел «золотой осенью». И в самом деле, блеск, палитра, душевный и понятный каждому рисунок, – все это пропитано теплом и свежестью солнечного осеннего дня.

Секрет такого уникального искусства состоит в том, что при нанесении рисунка применяется определенная цветовая гамма. Это связано с тем, что истоком хохломской росписи явилась иконопись, поэтому многие оттенки в таких разных промыслах все же похожи между собой. Традиционными цветами выступают черный, золотой, оттенки красного. Иногда узор дополняется зеленым, желтым, коричневым оттенком или белым. Для того, чтобы рисунок стал фактурным, ярким и четким, обычно для росписи применяются краски с масляной основой. Нанесение рисунка является процессом творческим, который требует не только соответствующего состояния души, но и некоторых знаний.

https://flic.kr/p/naLKpi

Виды росписи

Пика расцвета народный промысел добился в 18-м веке. Это время было действительно полезным для творческого развития народа. Хохлома в это время уже сформировалась, возникла классификация видов хохломского ремесла.

Основные типы хохломской росписи – это верховой и фоновый . Каждый имеет свои особенности и технологию. Верховой тип росписи делается на пролуженной поверхности, мазки при нанесении красок пластичные, мягкие, в результате творческой работы получается ажурная хохлома. Верховой тип росписи подразделяется на следующие виды орнамента:

  • Травный рисунок является классикой и вызывает знакомые с детства ассоциации с луговыми травами в поле. Основой рисунка является витиеватые травинки, в ажурном переплетении которых, мастер выписывает мелкие колоски, ягодки, горошек.
  • Рисунок «под листок» , многие именуют его «под ягодку». По сравнению с тонкой «травкой», такой орнамент делается более широкими мазками, которые создают плавные формы листочков, тычком кисти художник наносит ягоды. Такой орнамент является стилизованным, так как мастер в особой технологии переносит на поверхность народные мотивы. Так популярными составляющими такого хохломского орнамента служат крыжовник, гроздья смородины, земляника, колокольчики, ромашка. Они располагаются группами, простираясь вдоль витиеватого стебля, вплетение листочков придают округлость орнаменту. Именно такой стиль разрешает применять более разнообразную палитру с добавлением зеленого, желтого, белого и коричневого.

https://flic.kr/p/bzSKSU

  • Рисунок «пряник». Традиционный стиль художественной росписи характеризуется вплетением орнамента в геометрическую фигуру. Это может быть квадрат, круг или ромб, в центре которого делается стилизованный рисунок в виде солнца. Этот вид верховой росписи более простой в техническом исполнении, чем травяной или ягодный. Его основная уникальность в том, что он похож на оригинальное солнце с лучами, которое постоянно находиться в движении.

Кроме верховой росписи, хохломская роспись может быть представлена фоновой. Из названия ясно, что перед нанесением рисунка обязательно делается фон. Обычно это красный или черный цвет, а вот рисунок на нем выполняется золотым. Этот тип росписи подразделяют на два вида: «под фон» и роспись Кудрина .

Техника «под фон» трудна в реализации и требует определенного уровня мастерства, но такие работы обладают наивысшей ценностью. Характерными чертами фоновой росписи Кудрина служит стилизованное изображение цветов, плодов, завитков. Основную роль в орнаменте оказывает контурная линия.

https://flic.kr/p/oWQTmj

Все виды хохломской росписи невероятно художественны, узор напоминает необычной красоты ковер или полотно. В действительности, сделать такую роспись своими руками можно и самостоятельно, не обладая художественными сверх способностями. Мастера считают, что основная задача – это «набить руку», то есть научиться выполнять различные мазки, разгадать нажим кисти и уловить нюансы техники.

Хохлома является красочной и детальной росписью. Этот промысел составляет лишь малую часть культурного наследия русского народа, который украшает посуду, столовые приборы и многое другое. Изделия с хохломской росписью выглядят довольно шикарно и богато. Безупречная и разнообразная хохлома, как ни один другой промысел, способна передать тепло рук мастера и частичку его души.

Хохломская роспись является неотъемлемой частью русской культуры, одним из самобытных народных промыслов, в рисунках которого отражается быт нескольких поколений. Возник этот вид росписи в XVII веке в районе города Нижнего Новгорода, недалеко от села Хохлома, от которого и получил свое название. Существует две версии появления этого промысла – в первом случае считается, что идея промысла принадлежит старообрядцам – мастерам иконописи, которые переселились в районы Нижнего Новгорода, спасаясь от гонений за свои убеждения. А в это же время на нижегородской земле проживали искусные мастера посудного дела и, объединившись, эти два искусства дали начало красивейшей посудной росписи. По второй же версии считается, что ремесленники крупных поселений Нижегородской области красили посуду «под олово» еще до появления старообрядцев, то есть уже использовали технологии, предшествующие появлению хохломских узоров. Мы предлагаем Вам сделать хохломскую роспись с подборкой красивых узоров для начинающих мастеров!

Мотив хохломской росписи достаточно прост и ограничен растительным орнаментом, но в то же время поражает разнообразием и замысловатыми переплетениями ягод, цветов, листьев и трав. Причем существует даже несколько разновидностей этого растительного орнамента: травяной узор, узор «Рыжик», кудрина, пряничный узор.

Изучаем разновидности хохломской росписи с узорами для начинающих

Травяной узор.

Своим внешним видом «травка» лишь в общих чертах похожа на луговую осоку, а для ее нанесения используются лишь красные или черные цвета, но это не мешает зрителю воспринимать ее как травяной узор.

Узор «рыжик».

Один из разновидностей травяного узора, который представляет собой рисунок из отдельных травинок, которым чаще всего обрамляют кухонную посуду – чашки, кружки, ковши и проч.

Кудрина.

Характеризуется различными завитками, колечками, которые затейливо огибают цветы, ягоды и птиц. Такой узор очень красиво смотрится на округлых предметах, но расписывают им и плоские поверхности – столы или стулья.

Пряничный узор.

Представляет собой геометрическую фигуру, вписанную в квадрат или ромб с солнцем в середине. Причем солнце изображается с завитыми лучиками и если к ним приглядеться, то кажется, что солнце постоянно двигается.

Техника хохломской окраски очень сложна и трудоемка и начинается с подготовки деревянной посуды с последующими многочисленными грунтовками-пропитками-сушками. В домашних условиях это сделать невозможно, так как на каждом этапе необходимо выдерживать деревянные заготовки в течение определенного времени при постоянной высокой температуре. Поэтому если вы просто хотите освоить лишь технику росписи, то рекомендуем купить уже подготовленную под роспись деревянную посуду.

В хохломской росписи используются красный, черный и желтые цвета, иногда могут применяться также зеленый и коричневый. Картинки наносят масляными красками в технике верхового письма или «под фон»

Выполняем технику верхового письма своими руками

Эта техника довольно проста и заключается в нанесении рисунков красного, желтого или черного цветов на обработанную заготовку. Как правило, в этой технике рисуют узор пряник, когда вокруг крупного центрального узора наносят более мелкие элементы орнамента.

Для получения рисунков в этой технике изначально наносят большие цветные узоры, затем на свободное пространство наносят черный фон и, после того как краска высыхает, сверху наносится узор «Травка». Готовое изделие несколько раз покрывают специальным лаком-закрепителем, просушивая каждый слой, и отправляют в раскаленную до 150 градусов печь на 4 – 5 часов, пока не образуется золотисто-бронзовая пленка.

Несмотря на то, что мотивы рисунков хохломской росписи довольно четко определены, настоящие мастера творчески подходят к этому процессу и постоянно придумывают новые замысловатые изображения сказочных животных, птиц и растений. Новичкам же из-за отсутствия опыта позволительно использовать трафарет для нанесения узора или простые схемы для тренировки.

Но прежде чем начать тренировки по хохломской росписи надо подготовить все необходимые материалы и инструменты. И тут возникает соответствующий вопрос – чем рисуют такие замысловатые изгибы и завитки мастера этого искусства? В основном хохломские мастера пользуются кисточками из беличьих хвостов – с ее помощью можно нарисовать как тонкие, так и толстые линии, только лишь изменив силу нажима.

Изготовить полноценную кухонную посуду, из которой можно было принимать пищу, в домашних условия невозможно, но сделать сувенир для украшения кухни вполне доступно любому желающему.

Изучаем мастер-класс по росписи разделочной доски

Материалы, необходимые для работы:

  • Деревянная неокрашенная разделочная доска (заготовку можно купить в магазинах рукоделия);
  • Клей ПВА;
  • Гуашь;
  • Лак по дереву;
  • Кисточки для рисования;
  • Малярная кисть.

Хорошо промажьте доску с помощью яичного белка – это своеобразная грунтовка в домашних условиях, и оставьте до полного высыхания.

Пока разделочная доска сохнет, нарисуйте на листе бумаги эскиз рисунка, который вы хотите изобразить. Можно нарисовать от руки, использовать готовый шаблон или распечатать из интернета.

После полного высыхания доски, нанесите не ее поверхность ровный слой золотой краски и снова оставьте до полного высыхания.

Переведите рисунок на доску (можно воспользоваться копировальной бумагой).

Приступаем к росписи – сначала красным цветом окрашиваем ягоды и цветы, затем тонкими черными штрихами прорисовываем прожилки и стебельки.

С помощью тонкой и удобной кисточки аккуратно обводим контур рисунка.

Закрасьте фон черным цветом и оставьте до полного высыхания.

После того, как фон хорошо высох, можно нарисовать травку яркого зеленого цвета и снова оставить сушиться. После этого можно наносить лак-закрепитель на всю плоскость доски.

Оригинальный и изящный сувенир готов. Таким же образом можно украсить и чашки, ложки, шкатулки или любые другие предметы. В последнее время узор хохлома вошел в моду и с его помощью украшают одежду, предметы мебели, брелоки, рамки для фото, велосипеды, бижутерию – все зависит от фантазии мастера. Очень интересна техника этой росписи и для детей, так как в узорах присутствуют сказочные животные и птицы, да придумывать новых персонажей детям намного легче, так как фантазия развита лучше, чем у взрослого мастера.

Видео по теме статьи

В заключение несколько видео сюжетов, в которых вы сможете подробней узнать о технике хохломская роспись и как рисовать узоры для начинающих, а также вместе с мастерами сможете изготовить несложный сувенир своими руками для украшения вашего жилища или в подарок близким людям.